пятница, 15 марта 2013 г.

Почему священнослужители ездят на "бумерах", а проповеди читают с "айпадов"

Фото Игоря Ждановича

А также что объединяет печатный станок и пятый "айфон" и как церковь использует социальные сети, рассказывает архимандрит Иоасаф, внешность которого разрушает все стереотипы об аскетичном монахе.
Фото Игоря Ждановича

Архимандрит Иоасаф, первый заместитель Главы Синодального отдела Украинской православной церкви по работе с молодежью, один из организаторов международного форума Quo vadis? Это интеллектуальная площадка, которая позволяет молодым людям встречаться, общаться, обсуждать различные вопросы, касающиеся церкви и современного общества. Мероприятие международное, в последний раз оно проходило в Беларуси, в поселке Нарочь Мядельского района.

— Вы — молодой священник, рядом с которым на столе сейчас лежат дорогие телефоны. И я просто уверена, что где-то неподалеку припаркован не самый дешевый автомобиль. Может, не случайны нападки на церковь, которая "дорогого стоит"?
— Я был в Ираке, где, выезжая за территорию лагеря, нужно было себя обезопасить: надеть бронежилет, каску, сесть в надежную технику, которой на тот момент был БТР. Это защищало и меня, и товарищей. В жизни — так же. Любую технику нужно использовать для добра, а не для хвастовства.

Почему сейчас люди так много внимания обращают на то, что у нас в руках, в каком доме мы живем? И это касается не только священников. Прежде всего, это связано с завистью.

А от священников всегда что-то требуют. Вот представьте, приезжаю я с грязными руками, а у меня спрашивают: "Батюшка, а почему у Вас грязь под ногтями?" Тут не объяснишь, что днями приходится чинить старый "жигуленок" — обвинят же все равно в антисанитарии.

Мне нужно быть не только опрятным, но и способным 24 часа в сутки без проблем завести автомобиль и поехать туда, где во мне сейчас нуждаются. Как иначе добраться до глухой деревни, например? Это дает мне право ездить на хорошей машине. В то же время священник носит всегда одну и ту же одежду: черный подрясник, черную рясу, крест священнический.

Здесь вступает в битву антиклерикализм — людям просто-напросто необходимо опорочить церковь. Когда я прихожу к врачу, я же не смотрю, какая машина стоит под окном, я же пришел искать исцеления. А кто смотрит? Как раз тот, кто не ищет исцеления, а хочет оправдать собственную болезнь.

— Существует мнение, что церковь богатеет за счет верующих…
— Священник, епископ, монах — частная собственность церкви, раб церковный. Когда священник умирает, церковь с золотыми куполами, которую он построил, на которую, вероятнее всего, "угрохал" всю свою жизнь, не передается по наследству! В приход приезжает другой священник, у которого есть собственная семья. Любое материальное благо, которое накапливается в церкви, принадлежит, прежде всего, самой церкви.

Если я умру, на мою машину, эту, на которой я приехал в Беларусь, садится другой священник, а телефоны раздадут братьям — кому что нужно. Все будет продолжать служить церковной проповеди.

— По-вашему выходит, что с "айпадов" и "айфонов" читать проповеди не только можно, но и нужно…
— Уточню: читать проповеди нужно не с "айпадов" и "айфонов", а из сердца. А вот использовать для этого современную технику можно. Напомню опять о войне: выигрывает та армия, которая лучше оснащена. Давайте посмотрим, кто является двигателем прогресса? Церковные люди Кирилл и Мефодий, которые придумали азбуку. Иван Федоров, который был монахом, напечатал первую в Киевской Руси книгу — Евангелие. Как видите, много инновационного в мир привнесли как раз религиозные люди, использовавшие новую для их времени технику. Тогда печатный станок был как сейчас "айфон" пятый. Другой вопрос: как это использовать? В тот же самый телефон можно закачать электронную Библию, Псалтырь. В интернет можно заходить, чтобы посмотреть житие сегодняшнего святого, а можно — чтобы читать антиклерикальные статьи и пыхтеть злобой на весь мир.

 Как, на Ваш взгляд, церковь может использовать новые медиа – блогосферу, социальные сети?

— Социальные сети, признаться, я больше ругаю. Они заставляют человека окунаться в интернет-пространство для того, чтобы не ехать на встречу, например, к любимому человеку. Одно дело, конечно, когда двое находятся в разных точках мира. Если они так общаются между собой — это великолепно! Однако когда молодой человек пишет стихи о любви в соцсети своей подруге, которая живет в этом же городе… Такие отношения вызывают сомнения. А поговорить вживую слабо или лень?

Помните героя из фильма "Ирония судьбы", который сказал "Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам"? Зло социальных сетей в том, что люди перестают общаться. И вот это как раз проблема. Ее не удастся решить, если человек не будет трезво оценивать собственные силы, собственную жизнь.

Я не за тот образ жизни, который заставляет человека сидеть на диване и смотреть телевизор, а за тот, который заставляет человека выходить на улицу, радоваться природе и ехать к любимой, даже если на край земли.

— А Вы присутствуете в социальных сетях?
— Конечно! Однако в социальных сетях я поставил четкие рамки: общаюсь только с людьми, которые находятся в других городах. Через социальные сети мне присылают документы, которые нужно внимательно почитать, ту информацию, которую нельзя сказать по телефону или это будет очень долго.

Пример — форум Quo vadis? Две стороны, Украина и Беларусь, смогли организовать международное мероприятие благодаря соцсетям.

Не стоит забывать телефон — иногда проще позвонить. У Высоцкого есть песня "07". Она о том, как он там звонил своей любимой Марине Влади, начиная каждый вечер с 07. Сколько нужно было сил и внутреннего потенциала, чтобы ни с первого, ни даже с десятого раза дозвониться к любимой. Сейчас, когда все стало намного проще, облегчая себе жизнь, не стоит облегчать ее везде. Нужно бороться за личное общение. Никакие скайп-конференции не заменят реального форума или фестиваля.

— Вы похожи на человека, который ломает стереотипы…
— Мне не раз говорили, что я не похож на монаха. Большинство из нас рисуют монаха человеком аскетичного вида: худого и бледного, с впалыми щеками, такого, который постоянно держится за стенки и шатается от ветра… Как видите, я даже внешне не такой, занимаюсь спортом, стараюсь поддерживать физическую форму.

Большинство существующих стереотипов — это не больше, чем стереотипы. Я приводил пример церковных людей, которые стали двигателями прогресса. Человек верующий знает, как правильно прожить жизнь, это дает ему возможность жить не только правильно, но и счастливо.

Надо смотреть не на стереотипы, а на настоящую церковную жизнь, ведь это — молодые люди, которые хорошо одеваются, образованны, начитанны. Они просто хотят чего-то большего, а не просто заработать первый миллион. Верующий задействует все сферы своей деятельности: и материальную, и душевную, и, что самое важное, духовную. Человек живет полноценно, потому у него больше радости. Это опять затрагивает тему антиклерикализма: навязывание стереотипов выгодно людям, которые находятся под властью темных сил, страстей. Всему свое время — придет и время разрушения "стереотипов длинных юбок и угрюмых лиц".

— Какие у Вас планы на жизнь? Чего Вам сейчас не хватает?
— Честно сказать, мне всего в жизни хватает. Не хватает, как любому церковному человеку, святости. Мои планы на жизнь? Жить по Евангелию. Стараться жить по Евангелию и пытаться что-то в своей жизни менять. Не перегорать, а постоянно к чему-то стремиться. Особенно к внутреннему миру, не комфорту, а к миру.

Ольга АСТАПОВИЧ, Завтра твоей страны

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Понравилось?

Познай Себя! - познаешь Мир!

Все больше людей начинает понимать, что найти свой Путь и следовать по нему — самая большая награда, которую только можно заслужить в жизни. Как только мы осознаем это, лишь глупец захочет свернуть со своего пути. Идя на комп

добавить на Яндекс