вторник, 15 января 2013 г.

Махабхарата. Мокшадхарма (Основа освобождения)




Махабхарата. Мокшадхарма  (Основа освобождения)

 "Мокшадхарма" ("Основа Освобождения") - завершающий отдел "Шантипарвы" ("Книги об Умиротворении"), ХII-й книги "Махабхараты". 
"Махабхарата" - поэтическое сказание о междоусобной войне двух княжеских родов, Кауравов и Пандавов, ведущих свое происхождение от одного общего предка. В разразившейся битве был ранен Бхишма, старший для обоих родов, уважительно называемый всеми Прадед. Пронзенный стрелами Бхишма велел не вынимать их, т. к. от открывшегося кровотечения он мог бы погибнуть, не дождавшись светлой половины года, умирая во время которой знающие Брахмо идут к Брахмо (Бхг. VIII, 24), становясь на Путь Богов (Деваяна) и достигая Освобождения. В тяжелых мучениях, напряженно ожидая наступления священного времени года, Бхишма дает предсмертные наставления Юдхиштхире, главе рода Пандавов, отвечая на его вопросы. Так излагается величественная "Основа Освобождения" ("Мокшадхарма").

"Мокшадхарма" - крупнейший философский текст "Махабхараты", включающий в себя собрание философских трактатов и бесед, мифологических сюжетов, поучений и наставлений. Все это объединено общей тематикой Санкхьи и Йоги. В тексте запечатлен ход развития философской и религиозной мысли в эпический период, что представляет интерес для изучения развития идей Санкхьи и Йоги и взаимоотношений разных школ и религиозных течений индуизма. Б.Л.Смирнов пишет: "В "Мокшадхарме" учению о теле уделяется больше внимания, чем в других философских текстах "Махабхараты", так как сама "Мокшадхарма" есть не столько изложение теории Санкхьи (как, например, "Анугита"), сколько изложение способа освобождения путем йоги, тесно сопряженной с Санкхьей: все время идет последовательное разъяснение теоретических положений с упором на практические выводы. В отличье от Санкхья-карики, в "Мокшадхарме" часто затрагиваются вопросы если не нравственности, то по крайней мере поведения (cila), главным образом в разрезе закона о ступенях жизни и непосредственно в связи с подготовкой к йогическим упражнениям".


Текст предваряется вводными статьями Б.Л.Смирнова, обширными примечаниями и толковым словарем-указателем. Неоценимую помощь при чтении окажет составленное переводчиком Оглавление с конспективным изложением глав.


ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящем выпуске переводов из «Махабхараты» вниманию читателя предлагается самый объемистый философский текст этого памятника, составляющий вторую половину XII книги поэмы. В «Махабхарате» согласно традиции различают три слоя, или редакции, условно называемые редакциями Вьясы, Вайшампаяны и Саути. Считается по традиции самой «Махабхараты», что первоначально поэма состояла из 24 000 шлок; она называлась просто «Вhагаtа». — «Бхаратиада» и повествовала о междоусобице племён куру, многочисленного народа, обитавшего между Индом и Гангом. Постепенно первоначальный остов поэмы стал обрастать произведениями, лишь очень формально связанными с основной тематикой. В то время господствовало философское течение «Санкхья», рожденное в среде кшатриев. Многие века оно было если не единственным, то господствующим и настолько связанным с «Йогой», что выработалась формула: «Санкхья и Йога— одно» («Бхагавадгита», V, 5).


Думается, что изучение индийской философии надо начинать, именно с Санкхьи-Йоги как наидревнейших философских систем, ибо «Упанишады», будучи для индийской мысли неисчерпаемым источником вдохновения, хотя и являются грандиозными философскими произведениями, но ещё несистематизированные. Для начинающих — они просто «закрытая книга».


«Махабхарата» создавалась столетиями, философские концепции,, изложенные в ней, хотя и определяются общей направленностью, но далеко неоднородны. По этому памятнику можно проследить пути, исканий человеческой мысли в раннее утро истории культуры человечества. С переводом «Мокшадхармы» советский читатель получает в основном все первоисточники ранней Санкхьи и Йоги, находящиеся в «Махабхарате».. Конечно, ими не ограничиваются литературные памятники этих систем. Среди Упанишад есть более ранние зачатки Санкхьи — в Чхандогья упанишаде, в Майтраяна упанишаде. По своим идеям Шветашватара упанишада стоит настолько близко к «Бхагавадгите», что оба памятника можно отнести к одному историческому слою, но качественно Гита гораздо выше Шветашватара упанишады. Творческое развитие системы Санкхьи можно проследить еще много веков после «Махаб-хараты»; последний, блестящий представитель течения Санкхьи, Видж-нанабхикшу жил в XVI в. н. э.


Таким образом, переведенные тексты отражают лишь один отрезок истории развития философского течения Санкхьи, но зато это—период интенсивного развития системы, по существу определяющий все остальные этапы.
«Мокшадхарма» — не целостное творение, а скорее сборник философских бесед и трактатов, связанных общей темой «Санкхья и Йога», но подход отдельных ее текстов,к этой теме весьма разнообразен: от выраженного теистического монизма до столь же решительного материализма. Чтобы облегчить читателю работу, в оглавлении текст разбит на тематические отделы на основании изложенных в «Мокшадхарме» бесед, так как каждая «беседа» образует известное тематическое целое: беседы поучающего с поучаемым (например, Васиштхи и Караладжанаки); в подзаголовках указано общее содержание данной беседы (например, изложение ранней теистической Санкхьи); кроме того, конспективно дается содержание каждой главы в отдельности. Толковый словарь-указатель и примечания к тексту приводятся в кн. 2 «Нараяния». Полная версия Махабхарата. Вып.V, кн.1. ("Мокшадхарма" (Основа освобождения)). Кн.2. (Примечания). (2319.96 Kb)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Понравилось?

Познай Себя! - познаешь Мир!

Все больше людей начинает понимать, что найти свой Путь и следовать по нему — самая большая награда, которую только можно заслужить в жизни. Как только мы осознаем это, лишь глупец захочет свернуть со своего пути. Идя на комп

добавить на Яндекс