вторник, 4 декабря 2012 г.

Солнце и его роль. Ведическая космология


Подобно тому, как зная размер половины зерна, можно вычислить его полный объем, так зная размеры нижнего полушария вселенной можно вычислить размеры верхней её части. Земной и небесный ярусы мироздания разделены меж собою слоем поднебесного пространства.

В пространстве между землею и небесами движется царь-светило Солнце, согревая и освещая все три яруса вселенной. Благодаря Солнцу живые твари видят и воспринимают окружающий мир. В зависимости от того, где движется светило - в северном или южном полушарии, или пересекает черту между ними, - скорость его движения в восприятии наблюдателя меняется. Меняется и продолжительность дней с ночами: когда Солнце движется в южной половине своего пути дни становятся длиннее, а ночи укорачиваются. Переходя на север, солнце уменьшает дневные часы и увеличивает ночные. В пору перехода Солнца с севера на юг или с юга на север - в звездных домах Макара и прочих, - наступает равновесие дня с ночью.

При проходе Солнца через звездные дома Mешу и Tулу, день равняется с ночью. Покуда Солнце проходит через пять домов от Вришабхи до Митхуны, продолжительность дней возрастает. Затем постепенно, на полчаса в месяц, уменьшается, пока день опять не станет равным ночи в созвездии Тулу.


Когда Солнце проходит через пять домов, начиная с Вришчики, продолжительность дней уменьшается, затем, с каждым месяцем постепенно увеличивается, пока день опять не станет равным ночи.

Пока Солнце движется на юг, дни становятся длиннее, когда оно движется на север - длиннее становятся ночи.

Сведущие мужи сказывают, что Солнце ходит над кольцевидной вершиной Манасоттары, описывая окружность длиной 95 100 000 йоджан. На Манасоттаре, к востоку от Меру, расположен город Девадхани, обиталище небесного царя Индры. К югу от Меру находится город Самьямани, обитель бога судьбы Ямы; к западу - Нимлочани, обитель водного владыки Варуны; к северу — Вибхавари, царство бога-Луны. В каждой из этих местностей восход и заход Солнца, полдень и полночь наступают в строго определенное время, побуждая обитателей приступать к своим делам и завершать их.

Те жители вселенной, что обитают на вершине горы Меру, наслаждаются солнечным теплом круглый год, ибо небесный светоч непрестанно, как в полдень, озаряет лучами склоны срединной горы. Обыкновенно Солнце движется с востока на север, далее на запад, на юг и снова на восток, так что главная вселенская гора всегда остается Солнцу по левую руку. Но случается, что под порывами правостороннего ветра дакшинаварты, небесное светило меняет свой ход на обратный — тогда Меру оказывается справа от Солнца. Когда Солнце озаряет один склон Меру, противоположный склон переходит во мрак. Заря на одной стороне мира порождает сумерки на другой. Если на одном краю земли - полдень, на другом, в это же время - полночь.

От обители небесного царя до града бога судьбы Солнце проходит расстояние в 23 775 000 йоджан за пятнадцать гхатик.

Далее от обители бога судьбы Ямы Солнце движется к граду морского владыки Варуны, оттуда — во дворец Луны, и снова возвращается в царство Индры. Луна, прочие небесные светила и звездные дома появляются на небе и снова уходят в невидимую область.

 Солнце, коему обращена вселенская молитва, освещает все три мира. Лучезарная солнечная колесница объезжает четыре небесных града со скоростью 3 400 800 йоджан в мухурту.

Солнечная колесница.

У солнечной колесницы есть одно колесо - год, двенадцать спиц – месяцы, шесть частей обода - времена года, и троичная ступица, состоящая из трех четырехмесячных временных отрезков. Один конец колесничий оси опирается на вершину Меру, другой, на котором держится колесо, — на гору Манасоттара. Ни на миг не останавливаясь, катится сияющая колесница по кольцевидной вершине.

Как и в маслобойне, лежачая ось Солнца у основания соединена с осью стоячей, которая вчетверо короче лежачей и верхним концом закреплена бичевкой ветра к верхнему ярусу вселенной – Дхруве.

Длина солнечной колесницы 3 600 000 йоджан. Ширина ее вчетверо меньше. Управляет лучезарной колесницою колесничий Солнца именем Аруна, подгоняя семерых добрых лошадей, впряженных в ярмо шириною 900 000 йоджан. Именами тех лошадей названы стихотворные размеры, слова Божьего, священные Веды.

Аруна восседает впереди бога-Солнца, однако лицом верный слуга обращен к своему господину.

За небесным светилом следуют шестьдесят тысяч певчих, ростом с большой палец, которые славят его благозвучными стихами.

Еще четырнадцать спутников Солнца из числа мудрецов, ангелов, сирен-танцовщиц, аспидов, бесов, оборотней и богов, по двое, непрестанно творят в честь Солнца жертву, обращаясь к нему каждый месяц по одному из двенадцати его имен.

Полный круг над земным ярусом – 90 000 000 йоджан, Солнце проходит со скоростью 2 000 йоджан и две кроши за одну кшану.

 Царь спросил: Господин мой, разъясни мне, как получилось, что ярус Дхрувы, гора Меру и звездные дома находятся одновременно справа и слева от движущейся колесницы Солнца?

Мудрец отвечал: О государь, для этого нужно представить себе вращающийся гончарный круг, по которому ползает букашка. Неподвижная песчинка на круге и букашка – обе вращаются вокруг единой оси, всегда оставаясь относительно нее по одну сторону. Относительно же друг друга песчинка и букашка непрестанно меняют расположение, оказываясь то по правую сторону друг от друга, то по левую, двигаясь то в одном направлении, то в противоположном. Так и звездные дома с Луною, всегда оставаясь по левую сторону от срединной горы Меру и неподвижной звезды Дхрувы, меняют свое расположение относительно Солнца и относительно друг друга. Потом в разные временные отрезки Солнце и небесные тела оказываются в разных звездных домах. У Солнечной колесницы, как и у Луны и прочих богов-звезд - свой круг движения. При том, все они движутся в одном направлении на гончарном кругу времени вокруг Единого Неподвижного Нараяны. 

Вседержитель Нараяна есть вместилище всего зримого разнообразия. Мудрецы, постигшие суть бытия, сказывают, что Всевышний низошел в проявленную вселенную в образе Солнца, дабы источать ее обитателям свет знания - Веду, благодаря коему можно отличить истину от лжи, непреходящее от происходящего, свободу от рабства.

Высокоразвитые общества поклоняются Всевышнему в Его облике Солнца. Три высших сословия исполняют таинства, предписанные в трех Ведах и исповедуют заповеди соития с Высшим - йоги, благодаря чему после смерти они обретают освобождение.

Душа вселенной, Солнце, движется в мировом пространстве между высшим и средним ярусами. За двенадцать месяцев солнечная колесница проходит двенадцать лунных домов, расположенных на колесе времени, и меняет двенадцать имен, что соответствуют названиям тех звездных домов. Из двенадцати месяцев складывается год. Лунный месяц состоит из двух частей по две недели каждая. Первые две недели Луна прирастает, следующие две недели убывает. Временные отрезки прирастания и убывания Луны равны одному дню и одной ночи в обители предков, Питри. Солнечный месяц равен сроку, за который Солнце проходит через два с четвертью лунных дома. Два месяца, за которые Солнце проходит одну шестую своего круга составляют одно время года. Солнечный год состоит из шести времен года.

Солнечный путь, покрывающий вселенную от границы до границы, делится на южную и северную полуокружности – аяны.

Солнце движется с тремя разными скоростями. Отрезки времени, равные земному году, за которые Солнце пять раз оборачивается вокруг вселенной, то ускоряя, то замедляя свой ход, именуются: самватсара, париватсара, идаватсара, ануватсара и ватсара, - вместе они составляют малый солнечный век.

На 100 000 йоджан кверху от Солнца располагается бог-Луна, который перемещается в пространстве со скоростью значительно больше солнечной. За два двухнедельных отрезка Луна проходит расстояние, которое Солнце проходит за год самватсару; за два с четвертью дня — расстояние, которое Солнце проходит за месяц, за сутки — расстояние, которое Солнце проходит за две недели.

Роль планет во Вселенной.

Время, когда луна прирастает то день у богов и ночь у предков. Когда луна идет на убыль, у богов наступает ночь, у предков - напротив, день. Шествуя по небу, Луна проходит через каждый лунный дом за тридцать мухурт. Луна источает животворящий прохладный свет, что питает травы и деревья, потому мудрые величают Луну жизнью живого и душою одушевленных.

Луна таит в себе неисчерпаемую силу, - силу Всевышнего. Бог-Луна повелевает умами людей, питает злаки и сообщает жизненную силу богам, предкам, людям, зверям, птицам, гадам, деревьям и травам. При виде Луны всякий возрадуется и забывает о своих печалях.

Еще на 200 000 йоджан кверху от Луны расположены лунные дома, звездные семьи числом двадцать восемь, главная в которых – звезда Абхиджит, Вега. Божьей волею срединная гора Меру всегда остается по правую сторону от их движения, в отличие от Солнца, относительно которого Меру всегда находится слева.

Еще на 200 000 йоджан выше лунных домов располагается звезда Ушана, - Венера. Как и у Солнца его движение не равномерно; оно то ускоряется, то замедляется. Путь Ушаны почти повторяет путь Солнца, хотя порой он опережает главное светило, порой отстает от него, порой идет с ним вровень. Ушана подавляет влияние звезд, препятствующих выпадению дождей. Потому во время дождей на небе часто виден Ушана. Знатоки звезд полагают благоприятным его влияние на вселенскую жизнь.

На 200 000 йоджан кверху от Ушаны расположен Будха, - Меркурий. Он как и Ушана движется вровень с Солнцем, правда, то обгоняя лучезарную колесницу, то следуя за ней позади, то подле нее. Сын Луны, Будха обыкновенно благотворно влияет на обитателей мира. Впрочем это справедливо, когда он движется рядом с Солнцем. Когда же Лунный отпрыск опережает главное светило или отстает от него, это предвещает смерчи, засухи, пыльные бури и появление безводных облаков. Засухою и непогодою Будха внушает людям страх пред богами, кои есть силы природы.

На 200 000 йоджан кверху от Будхи расположен Ангарака, - Марс. Когда он движется в одном направлении с Солнцем, он проходит через каждый звездный дом за три половины лунного месяца. Влияние Ангараки на жителей земли почти всегда неблагоприятно: пламенное светило вызывает засуху и прочие беды.

На 200 000 йоджан выше Ангараки расположен духовный наставник богов Брихаспати, - Юпитер, который проходит через один звездный дом за время, равное одному из пятиричных годов - париватсаре. Когда Брихаспати движется в одном направлении с Солнцем, его влияние весьма благотворно для ученого сословия - брахманов.

На 200 000 йоджан выше Брихаспати расположен Шани, - Сатурн, который проходит один звездный дом за тридцать месяцев, а все звездные дома — за тридцать лет. Шани – зловещее светило, его влияние всегда неблагоприятно для земных обитателей.

На высоте 1 100 000 йоджан от Шани расположеня ярус семи светил, - мудрецов Саптариши, заботливо радеющих обо всех обитателях вселенной. Семеро этих звезд вращаются вокруг неподвижного Дхрувы, в обители которого покоятся стопы Вседержителя Вишну.

Жизнь демона Раху.

Блаженный Шука продолжал: Предание гласит, что на расстоянии 10 000 йоджан ниже Солнца шествует своим кругом сын Симхики и Випрачитти, звездный демон Раху, что заслоняет собою Солнце и порой становится на пути главного светила. Милостью Всевышнего сей демон обитает не в подземном царстве, как прочие его собратья, но среди небесных существ. Позже я поведаю тебе о причине его чудного вознесения в надземные ярусы.

Величина Солнца составляет 10 000 йоджан, Луны — 20 000 йоджан, Раху — 30 000 йоджан. Некогда звездный демон пристроился в ряд небесных светил, дабы стяжать блага, предназначенные небожителям. С той поры в дни новолуния и ночи полнолуния Раху заслоняет собою жаркое и холодное светила, за что неизменно вызывает к себе их неприязнь.

В ту давнюю пору, когда Раху заградил собою небесные светила, на помощь богам пришел Вседержитель, что жаром огненного своего колеса – Своего верного ратника - обратил коварного демона в бегство. Однако и по сей день злонамеренный аспид пересекает путь Солнца и Луны на время одной мухурты. Впрочем, памятуя грозное оружие Вседержителя, он вновь открывает небесным светилам дорогу.

Иерархия ярусов Вселенной.

На 10 000 йоджан ниже Раху расположен звездный ярус, где обитают пророки, волхвы и чародеи.

Под ним между небом и Землей - там, где нет ветра, облаков и нет воздуха, расположены ярусы бесов, оборотней, ведьм, призраков и прочей нечисти.

На 100 йоджан ниже находится Земля. Ее верхний предел определяется высотой полета лебедя, орла, стервятника и прочих великих размерами птиц.

Ниже Земли на расстоянии 10 000 йоджан друг под другом располагаются семь вселенских ярусов, именуемых: Атала, Витала, Сутала, Tалатала, Mахатала, Расатала и Патала. Размеры их равны размерам Земли.

*Йоджана — базовая мера длины в ведийской литературе и Древней Индии
1 йоджана = 32 000 хаста = 13 824 м = 13,824 км Шримад Бхагаватам 05 «Числа»
Среди учёных существуют различные мнения относительно датировки текста «Бхагавата-пураны». Религиозная традиция индуизма относит «Бхагавата-пурану» к одному из трудов Вьясы, написанных в самом начале эпохи, которую в индуизме называют Кали-юга, около 3100 года до н. э.
Христианские исследователи времён колониального господства Британской империи над Индией утверждали, что «Бхагавата-пурана» была составлена из различных источников в XIV веке н. э. Данная датировка была общепринятой вплоть до середины XX века, когда было обнаружено упоминание «Бхагавата-пураны» в книге «Тахкик малил Хинд» («Исследования по Индии») персидского учёного-энциклопедиста Аль-Бируни, который занимался исследованием Индии в X веке.Затем, учёные нашли свидетельства того, что текст уже существовал в IX веке — эта дата была принята к концу XX века как наиболее вероятная большинством исследователей, которые посчитали одной из причин появления текста развитие традиций бхакти в индуизме.

Некоторые учёные не согласны с этой датировкой и находят доказательства того, что текст «Бхагавата-пураны» был известен ещё в V веке и даже ранее.В подтверждение традиционной датировки «Бхагавата-пураны», принятой в индуизме, индуисты приводят тот факт, что там упоминается ведическая река Сарасвати, описываемая как великая река (на санскрите маха-нади), которая полностью засохла около 2000 года до н. э. Также в описании слона Айраваты и его потомков говорится, что они имели четыре бивня. Эта порода слонов, возможно Гомфотерии, обитали в эпохи миоцена-плиоцена. Они также упоминаются в «Сундара-кханде» «Рамаяны».
С конца XX века появился ряд исследований, в которых производится попытка доказать более древний возраст «Бхагавата-пураны».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Понравилось?

Познай Себя! - познаешь Мир!

Все больше людей начинает понимать, что найти свой Путь и следовать по нему — самая большая награда, которую только можно заслужить в жизни. Как только мы осознаем это, лишь глупец захочет свернуть со своего пути. Идя на комп

добавить на Яндекс