воскресенье, 2 декабря 2012 г.

Суть служения "Прекрасной Истине" тяжела для понимания мирянами


Ришабха говорил:

Дети Mои, каждый рожденный в бренном мире, обрекает себя на страдания. В мире, где все преходяще, свободная и вечная по природе душа становится пленницей страха и наваждения. Но тем, кто родился в человеческом теле, повезло более остальных, ибо взирая на мир глазами человека, можно освободиться из оков иллюзии. Потому, в отличие от других тварей Божьих, человеку не пристало трудиться лишь ради телесных удовольствий. Дабы обрести умиротворение, столь необходимое для понимания смысла жизни, человек должен научиться умерить потребности плоти. Тот, чей разум умиротворен, может увидеть вечное среди преходящего. Чтобы обрести вечность, нужно отказаться от суетного, а это под силу лишь человеческому разуму.

Единственно обуздав плотские потребности, можно обрести душевный покой и, наконец, свободу. По-настоящему свободен тот, кто не имеет ни друзей, ни врагов; кто всегда невозмутим; не причиняет зла ближним, не печалится об утратах и не радуется приобретениям. Всякого, кто стяжал вышеназванные качества, следует считать подлинно святым. Служа такому святому, человек мирской обретает истинную свободу. Однако невозможно служить святому, не отказавшись от общества тех, кто вожделеет к женщине.


Воистину свободен тот, кто свободен от гнева. Сознавая призрачность зримого мира, свободный остается равнодушен ко всему, что происходит в миру. Свободный человек отдает себя во власть Высшему Повелителю и сторонится общества тех, кто живет ради удовлетворения телесных нужд. Даже живя в миру, раб Божий хранит непривязанность к жене, детям, друзьям, дому, имуществу. И трудится он лишь для того, чтобы не дать зачахнуть своей плоти.

Плоть ненасытна. Потворствуя телесным желаниям, человек становится рабом своего тела. Безумен тот, для кого плотские удовольствия - смысл жизни. Словно одержимый, он бросается в омут суетных забот и ради плотских удовольствий идет на многие злодеяния. Глупцы всеми способами пытаются продлить жизнь плоти, не понимая, что она – источник их страданий, что душа обретает плоть в наказание за порочное стремление стяжать. Тело, какими бы достоинствами оно не обладало, - не награда за добродетели, но кара за прегрешения.

Сыны мои, покуда вы не обратитесь к познанию своей истинной сути, вы будете испытывать тревоги и страх потерять накопленное. Кто трудится из корыстных соображений хотя бы и во благо ближних, тот вынужден рождаться снова и снова в мире, где владычествует смерть. Кто трудится не ради Господа Бога, тому не увидать света свободы.

Глупец всякий, кто работает ради плодов работы, и мысли его вечно возбуждены. Человек разумный выполняет тот же самый труд, что и глупец, но ради исполнения долга. И польза его в том, что он достигает состояния умиротворения, в котором легко отличить неизменное от изменчивого. Истину от иллюзии. Знайте, дети мои, любовь к Истине освобождает от оков перерождений. Верность Истине делает вас свободными. В мире, где все изменчиво и обречено на погибель, не сыскать счастья.

Мудрый ищет свободу от плотских желаний, глупец – свободу для плоти. Какими бы познаниями вы не обладали, вы останетесь глупцами, если не поймете, что жизнь ради удовлетворения плоти напрасна. Тело умирает каждое мгновение, потому доставлять удовольствие телу – все одно, что ублажать мертвеца. Ни семья, ни общество не сделают вас счастливыми, но обрекут лишь на тревоги. 

Зримый мир зиждется на взаимном влечении мужского и женского начал – обладателя и обладаемой. Желание обладать связывает свободную душу тугим узлом с понятиями "я" и "мое", из которых появляются понятия "мое тело", "мой дом", "имущество", "дети", "родня" и "богатство". С исходом желания обладать, исчезают понятия "я" и "мое", а вслед за ними и тело, дом, дети и прочее. Когда рассеивается наваждение, душа вновь становится свободной в обители Истины.

Дети мои, поиск свободы – вот, что отличает человека от зверя. Человек связавший себя мирскими узами Напрасно прожил свою жизнь. Потому долг ваш - найти учителя, кто поможет вам освободиться от пут привязанности; кто сам попрал страх смерти; кто не скован предрассудками; кто не повяз в трясине справедливости. Доверьтесь свободному и вы обретете свободу. Не ищите плотских удовольствий, будьте равнодушны к позору и славе, победам и поражениям, потерям и приобретениям, радостям и печалям, что сменяют друг друга как времена года. Все в этом мире, даже бессмертные боги, обречены на страдания и смерть, потому не завидуйте никому. В мире смерти нет такой цели, ради которой стоило бы жить. Ищите Неизменное в меняющемся мире, и вы узреете Истину и обретете свободу.  

Довольствуйтесь самым необходимым и не посягайте на чужое. Слушайте и говорите о Всевышнем и обитайте там, где обитают рабы Божьи. 

Помните, все живые твари есть братья ваши, чада вашего Создателя. Все они одинаково дороги Ему и равны вам пред лицом Его. Не причиняйте боли никому из живущих, не давайте волю гневу, не скорбите об ушедшем и не вожделейте к грядущему. Будьте безразличны к родне, жилищу и телесным нуждам. Пусть откровения святых будут для вас путеводной звездою. 

Сторонитесь людей, усмиряйте мысли и чувства. Будьте верны заповедям Веды и долгу души. Храните целомудрие, будьте немногословны. Не думайте о тленном. Так вы избавитесь от ложного самомнения. А когда осознаете свою истинную суть, то вступите в круг тех, кто с любовью служит Прекрасной Истине.

Трудитесь на земле не ради плодов труда, но во исполнение долга. Пусть человеческий разум будет для вас орудием освобождения, но не порабощения. Следуя моему наказу, вы разорвете узы, что связывают вас с призрачным миром. И если вам доведется познать ценность свободы, бросьте ее на алтарь истинной Любви.

 Истина делает вас свободными, стало быть Истина выше свободы. Господь Бог выше всех благ, хотя все они даруются Им. Обладатель богатств ценнее своих богатств, потому жаждите Его и никого более. Но Его нельзя завоевать против Его воли, а значит уповайте на Его милость. Господь – самое ценное, что есть у души, потому не алчите ничего, кроме Него. Обрести самое ценное, вот в чем смысл жизни. Учить этому знанию – долг отца перед сыном, царя перед подданным и учителя перед учеником. Долг зрячего – не дать слепцу упасть в яму. Долг учителя и государя – не дать подопечным стать рабами ложных ценностей.

Люди, не ведающие цели жизни, трудятся ради плотских удовольствий. Вожделея к ложным ценностям, они творят вокруг себя зависть и вражду. Кто живет ради бренного, тот терзается страхом смерти, притом в невежестве своем полагает смерть, страх, и тревоги неотъемлемой частью жизни. Сотворив себе ад, несчастные заявляют, что им вполне повезло.

Знающий дорогу да не даст заблудшему пропасть. Обязанность власть имущего - не позволить подданным стать пленниками иллюзии. Первый долг государя – спасать людей от обмана и круговорота перерождений.

Кто сам не свободен, тот не должен вести за собой людей. Кто не умеет вызволить ближнего из круга перерождений, тот не имеет права становиться учителем, мужем, отцом или правителем над людьми.

Я нисхожу в зримый мир в звуке священных Вед, которые есть Мое вечное дыхание, и лишь святые брахманы способны услышать и изречь тот звук. Потому брахманов следует почитать наравне со Мною. Они – мои уши и уста. Брахманы чисты помыслами, владеют умом и чувствами, правдивы, непритязательны, мудры, терпеливы и милосердны, и они ведают Истину. Потому Я провозглашаю брахманов превыше всех в этом мире. 

Это правда - кто порвал узы зримого мира, тот не связан его законами. С другой стороны, опытный охотник знает, если не держать зверя взаперти, тот непременно вырвется на волю. Потому даже совершенный йог не позволяет уму соприкасаться с миром страстей, ибо ум, как и дикого зверя, невозможно приручить.

Ум – коварный предатель, потому нельзя доверяться ему. 
Ум, точно блудливая жена, оставшись без присмотра, тот час заводит любовников на стороне, но жить притом желает в доме мужа. Если не обуздать блудницу или не выгнать ее прочь, когда-нибудь ее любовники убьют мужа. Так и ум: если дать ему свободу, он заведет порочную связь с твоими врагами – похотью, гневом и жадностью, пригласит их в твой дом и они предадут тебя жестокой смерти. 

В уме таятся все пороки человека - похоть, гнев, жадность, гордыня, уныние, страх и самообман. Обуздай ум и ты станешь свободен. Мудрый не позволяет уму созерцать предметы чувственного опыта. 

Лишь Господь может явить миру такую отрешенность, как у Ришабхи. Потому пример Его служит нам не для подражания, но для восхищения. Владыка всех сокровищ мира, Он бродил по свету, точно нищий; терпел побои и унижения и ни о чем ни кого не просил. Людям неведомо было, что в облике юродивого безумца на Землю низошел Всемогущий Господь. Примером Своим Ришабха учил, как должно вести себя истинно отрешенному. Кому удалось обрести хотя бы крупицу Его безразличия к миру, тому не придется более воплощаться в тленной оболочке.

Облик Всевышнего принадлежит Его внутренней природе, потому плоть Ришабхи не подчинялась законам вещественного мира. Но с помощью Своей обманчивой силы Он заставил людей полагать, что тело покрыто грязью и нечистотами и тленно, как все в этом мире.  

Придет время и вдохноленный примером Ришабхи владыка земель Конки, Венки и Кутаки именем Архат, затеет подражать божественному скитальцу – его повадкам, образу жизни и внешности. Тем самым земной правитель положит начало новому вероучению. Не ведая, что поведение Ришабхи было следствием Его отрешенности, но не наоборот, Архат и его приверженцы сбросят с себя одежды и будут бродить по свету, да воспитывать в себе отрешение, что явил Ришабха. Писания учат: сначала оставь мир в уме, и лишь потом покинь его. Но в порочный век Кали люди не доверяют писаниям, полагаясь на чувственный опыт, потому путают причину со следствием, Оттого век Кали изобилует ложными учениями.

 Обманутые призраком свободы, одни глупцы отвергнут заповеди писаний, перестанут совершать омовения и прочие искупительные обряды, и тем будут осквернять свои ум и плоть. Другие примутся слепо выполнять правила, не зная их смысла. В новых учениях мошенники всех мастей провозгласят человека Богом или Божьим подобием. Приверженцы всяческих учений будут различаться лишь прическою, сутью же их верований будет безбожие. Людям будут по вкусу богоборческие учения, потому они и станут хулить Веды, Всевышнего и Его служителей.

Невежды провозгласят себя учителями веры и выдумают неправдивые учения, в кои свято будут верить их падкие до обмана приверженцы. Принимая измышления лжецов за истину, слепцы низвергнут себя в темнейшие области безумия.

Во славу Ришабхи мудрецы сложили такие стихи: "На Земле, омываемой семью морями, много чудесных стран, но самая желанная из них та, куда с испокон веков в разных обличиях нисходит играющий на флейте Господь Спаситель. Однажды Он сошел на Землю в облике юродивого безумца и указал людям путь к свободе, за что род человеческий будет прославлять Его до скончания века". 

Ни один отшельник не способен даже мысленно последовать примеру Ришабхи, ибо, обладая всеми тайными силами, не пользовался ими даже для того, чтобы оградить Себя от побоев и унижений. Ни один йог-затворник не сравнится в отрешенности с Ришабхою, коего ни разу не коснулась и тень гнева.

Ришабху воистину полагают совершенным учителем и хранителем вечного знания. В Нем находят убежище боги, ученые брахманы, обычные миряне и коровы. Слушать о Его деяниях – сладкий елей праведному сердцу. Кто вручил свою судьбу Господу Ришабхе, тому не страшны никакие беды, и кто с верою слушает повесть о Нем, тот обретет любые благословения.

В слове о Всевышнем мудрый ищет спасения от тревог, но обретает блаженство служения. К рабу Божьему свобода приходит сама и со сложенными ладонями просит взять ее в обладание, но раб Божий гонит ее прочь, ибо кто прельстится свободой, если она лишает любви, ибо узы любви желаннее всякой свободы.

Всевышний самодостаточен. Ришабха отрекся от наслаждений бренного мира, ибо черпал блаженство в своей собственной природе. Своим примером Он показал живым существам, что благо, которого они так жаждут, сокрыто внутри их самих. Я в глубоком почтении склоняюсь пред Всевышним, явившимся в бренный мир в облике юродивого Ришабхи.


Шримад Бхагаватам 05 «Числа» 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Понравилось?

Познай Себя! - познаешь Мир!

Все больше людей начинает понимать, что найти свой Путь и следовать по нему — самая большая награда, которую только можно заслужить в жизни. Как только мы осознаем это, лишь глупец захочет свернуть со своего пути. Идя на комп

добавить на Яндекс