среда, 21 ноября 2012 г.

Теория сбалансированной жизни


Буквально в трактатах говорится, что люди должны собираться для того, чтобы покушать, и мы тоже собрались, чтобы покушать, правда пища будет немного другая. Обычно, пища приготавливается из каких-либо плодов, но в этот раз пища будет интеллектуальная, немного не обычная. Сам по себе и человек имеет, в общем-то более сложную структуру, которая состоит из нескольких уровней.

Уровень тела действительно требует пищи физической, поэтому я надеюсь, что все заранее подкрепились. На голодный желудок трудно что-то другое усваивать. Уровень ума требует пищи эмоциональной. Необходимо что-то испытать. Для этого существуют различные формы искусства. А уровень разума требует пищи интеллектуальной. Необходимо что-то понять. Причем необходимо что-то понять новое. Может быть, оно, не такое уж новое в глобальном плане, но для меня оно должно быть новым. Для себя я должен это как-то по-новому увидеть. Для себя я это должен как-то по-новому раскрыть. Это уровень разума. Также есть уровень души, который требует каких-то духовных открытий, нечто более возвышенного.

И в эти несколько дней мы будем делать упор на пищи интеллектуальной. Постараемся насытить свой разум до отвала. Это значит, что нашему разуму предстоит особая работа. Он должен будет напитаться некоторыми идеями, некоторой мудростью мира, и в тоже время не пресытиться. В общем-то, как в любом процессе питания необходимо так поесть, чтобы, в конце концов потом не было плохо от этого.

Поэтому мы также должны настроиться на некоторый, особый вид слушания, называется внимательное слушание. Т.е. это слушание с желанием сделать полученную информацию частью своего разума, частью своего сознания. Как и пищу нужно достаточно долго пережёвывать, чтобы она превратилась в часть моего организма. Так в общем то и мудрость необходимо обдумать несколько раз, иногда несколько десятков раз, иногда несколько сот раз. Некоторые концепции мы должны тысячи раз обдумать, такие, в общем-то жизненно важные концепции. В этом нет какой-то проблемы. 

Иногда человек думает, что он не может что-то понять, слушает одно и тоже, думает об одном и том же, думает, что то я как-то может быть туповат немного, или что? Нет. Необходимо какое-то время, для того чтобы что-то действительно стало моим. Поэтому сначала мы принимает какую-то идею, но мы её принимает внешне. Мы её просто слушаем. Однако этого мало. Можно слушать долго, но, в конце концов необходимо это понять. От слушания до понимания иногда проходят годы. Иногда десятилетия. Мы вдруг говорим : «Я уже это слышал много раз, но только сегодня я понял…» Но, этого еще мало. За пониманием должна прийти ступень практики. Что-то должно мне захотеться сделать, в конце концов. Поэтому, в общем-то, и общение состоит из этих трёх уровней. Почему у нас вроде достаточно много общения. Мы встречаемся, мы знакомимся, у нас есть семьи, множество друзей. Но, зачастую человек чувствует себя опустошённым. Зачастую он чувствует себя одиноким. 

Есть какое-то одиночество, это проблема современного мира. Вроде бы общения много, вроде бы столько телевизионных каналов, вроде бы интернет там, все что хотите. Но человек чувствует некоторую опустошенность. Пустота. Общение не доходит до конца. Вот эти три ступени общения чрезвычайно важны. Т.е. сначала я должен слушать. Что бы слушать - необходимо некоторое уважение. Если я не уважаю, я просто не могу слушать. Меня начинает трясти от негодования. Я думаю, как такое можно говорить вообще. Я не могу принять, что другой человек имеет право на свое мировосприятие.

Мы личности, значит, у нас есть индивидуальный подход к тому, что мы видим как то по своему, мы видим этот мир со своего угла зрения. Поэтому всегда интересно послушать другую личность, если есть уважение. Если есть уважение, значит, я в общем-то получаю пользу какую-то от этого. Я пытаюсь понять. Если я понимаю, что я слышал, это происходит в процессе уважительного слушания, тогда я могу это дифференцировать, я понимаю, это полезно или нет, есть ли какая польза от этого, есть ли в этом разум, есть ли в этом идея. Или в этом какая-то глупость, в этом какой-то вред. И то и другое полезно. Нам кажется, что, в общем-то, только позитивное полезно. Нет. Негативное также полезно. Негативное иногда полезнее, чем позитивное. Мы должны узнать как не надо. Если бы мы до конца понимали, какой вред приходит за неправильное поведение, столько бы ошибок можно было избежать.

Но, человеку говорится одно и тоже, говорится одно и тоже, говорится одно и тоже, он все равно поступает как-то глупо. Сколько человеку говорится : « Не кури, не пей, не то, не сё, не пятое, не десятое..» И потом, пока он уже окончательно эту ошибку не совершит, он, в общем-то не понимает. Поэтому появляются стандартные фразы «говорила мне мама». Человек только потом одумывается. Если бы мы действительно сразу понимали, как плохо поступать, и не делали бы так больше. Большинство проблем были бы решены. И если я действительно послушал, и если я действительно понял, то, как результат у меня появляется желание действовать. У меня появляется желание что-то сделать. Поэтому, общение должно проходить все эти три уровня. Если я просто послушал, все, никакого общения не было. Это фактически не было общения. В какой-то мере это даже было оскорбление. Послушал и ушел. Это вам немного маловато. Я его послушал, он меня послушал, и разошлись в разные стороны. Как в море корабли.

Нет, это оскорбительное слушание. Оно не дает никакого результата. В сердце не появляется удовлетворенность, не появляется тепло. Я должен понять то что говорит другой человек. Зачастую, мы просто терпим, то, что он говорит, чтобы начать свою речь, что бы самому начать говорить. Если я жду, пока он окончит свою речь, значит удовлетворения от общения не будет. Поэтому мы должны не просто поговорить, мы должны не просто выслушать друг друга, мы должны дойти до этой стадии понимания. Я понимаю, что в сердце у этой личности. Я понимаю, что хочет этот человек, а значит, я понимаю что можно сделать. И тогда у меня появляется эта активность, и я действительно начинаю действовать. Вот только на этой стадии действительно ко мне приходит чувство, что мы пообщались. Действительно, что у меня есть друзья, что у меня есть отношения, что я как-то развиваюсь в этих отношениях. Есть какая-то глубина. Действительно это да, есть результат. 

На первых двух стадиях это удовлетворение не приходит. Поэтому это такая концептуальная распространенная ошибка. Вроде бы общения много, а до последней стадии не доходит. И я ничего не хочу сделать. Не появляется желание действовать. Послушал, даже понял, но ничего не произошло. Поэтому мы должны вроде бы получить какую-то определенную информацию, но она должна действительно перерасти в нечто полезное, мы должны ее послушать, разобрать, попытаться понять, попытаться осмыслить, как можно действовать уже на этой основе. И то что мы будем разбирать, мы будем разбирать причину, всех в общем-то проблем нашей жизни. Эта причина описывается в трактатах как отсутствие баланса. Все что не сбалансировано – это проблема. От этого, в общем-то, возникает какая-то неприятность. 

Как только появляется дисбаланс, как только баланс нарушен – тут же начинаются проблемы. Поэтому если говорить, в общем-то, просто – любая проблема в этом мире – это проблема дисбаланса. И вопрос сразу, видим мы этот дисбаланс или нет. И как мы выяснили, мы должны его не только видеть, мы еще должны уметь его устранять. Поэтому, если мы можем диагностировать дисбаланс, то соответственно мы потом можем научиться его устранять. И тема баланса – это тема, которая раскрывает фактически всё, все аспекты человеческой жизни. Это, в общем-то, и здоровье, и процветание, секреты мироздания, секреты отношений. Все что, так или иначе, в этом мире происходит оно как-то связано с балансом. Истинное предназначение человеческой жизни – так же, в общем-то, секрет баланса.

И что такое баланс? Если мы обратимся к самому определению этого термина, то баланс определяется как особое состояние, особое состояние в сердце. Если буквально дословно прочитать это определение, то это состояние непрекращающегося счастья. Вот это состояние баланса. Т.е. я не падаю. Что такое, в общем-то, устойчивость? Это значит, что я не падаю. Тоже самое, и полное состояние баланса в моем сердце – это значит, что счастье не уходит. Оно приходит и остается. Оно не уходит, оно действительно развивается. Это состояние баланса. Если оно приходит и уходит, в общем-то, приходит оно ко всем. Какую-то радость мы испытываем, какое-то счастье к нам приходит время от времени, какая-то удовлетворенность, но почему-то не остается. Проблема в этом. 

Почему не остается? Нет баланса. Куда-то утекает, куда-то испаряется, что-то с ним происходит. Поэтому, счастье, которое время от времени сменяется разочарованием, это не просто отсутствие баланса, это фактически является источником горя. Фактически это то, что приносит горе. Это форма горя. Заканчивающееся счастье. Это форма горя. Форма страданий. Если счастье заканчивается – какое же это счастье? Нет. Это какая-то проблема. Особая форма проблемы, некоторая бомба с часовым механизмом. Большая красивая бомба. Но когда она взорвется – никто не знает. В любой момент может взорваться. 

Итак, счастье может в любой момент превратиться в страдание. Вроде бы написано на этом «счастье». Ну и что, что на бомбе написано «счастье». В действительности одни лишь проблемы. Поэтому тоже самое происходит и в жизни, мы путаем что-то. Мы вроде бы видим надпись «счастье», но когда мы подходим ближе, оказывается бомба. Взрывается и превращается в горе. Опять обманулись. Опять на некоторую вывеску среагировали. Прочитали название. Ну и что? Мало прочитать название. И никто не знает, когда этот переход происходит, хотя есть некоторая методика, которая позволяет увидеть этот момент перехода счастья в горе. Он, в общем-то, заметен и так, на практике даже его можно выделить. Многие могут его достаточно легко диагностировать. Но сначала мы вот это само определение, на нем остановимся

Т.е. счастье не должно заканчиваться по определению. Если оно заканчивается, это и не счастье вовсе, это какая то хитрая форма горя, и как оно переходит в это горе, например мы можем почувствовать, что уже достаточно долго все идет хорошо, особое такое состояние, все хорошо, как-то более-менее у меня все наладилось. Я прикладывал достаточное количество усилий, это сработало. Я добился своего. И для человека опытного это всегда подозрительно, когда все долго идет слишком хорошо. Это всегда немного подозрительно. Он понимает, что если очень долго все идет хорошо, значит настолько же долго потом может быть и все плохо. Есть некоторое равенство в этом мире. Есть некоторая закономерность, есть эта периодичность. Потом мы это разберем.

Это явление называется качелями двойственности. Особое явление, оно описывается в трактатах, очень интересное явление, такие качели страдания, переход из счастья в горе. Насколько качели отклоняются в одну сторону, настолько они способны отклониться в другую сторону. Детская игра - покататься на качелях туда – сюда. В общем-то, простой механизм. И так же устроена наша жизнь: сначала в одну сторону идет ситуация, потом в другую сторону идет ситуация. И вот этот момент, когда качели переходят из одного состояния в другое, из одного вектора в другой начинают двигаться, называется сменой периода жизни, когда счастье меняется на горе, позитивная жизнь меняется на негативную, день меняется на ночь, зима на лето. Происходят эти перемены, циклы, есть определенные законы. 

И перед этим обычно особое явление наступает – все замирает. Все успокаивается. Человеку кажется, что так будет всегда. И как только я начинаю об этом думать, вот эта вот мысль, интересная мысль. Она проникает в мое сознание и я начинаю думать что вот это состояние будет всегда. Хорошо будет всегда. Например, у меня идет какая-то позитивная сторона моей жизни, позитивная полоса и я начинаю думать: так будет всегда. И как только я подумал о вечности, как только я подумал о том, что это будет всегда, эта вечность тут же заканчивается. Она тут же останавливается, тут же начинается другая. Полоса моей жизни превращается в очередной период, в очередной этап. Интересный признак.

И опять начинается развитие. Мои качели движутся в другую сторону. Становится все хуже, хуже, хуже.. И когда наступает момент, когда я думаю, что так плохо будет всегда, и я к этому готов, пусть так плохо будет всегда. Как только я опять подумал о вечности, тут же, опять период жизни сменяется. И начинается улучшение. Опять все начинает улучшаться, лучше, лучше, лучше, лучше…. Вообще хорошо, замечательно, долго уже хорошо, все наладилось, жизнь налаживается. Я думаю – ну вот, теперь так будет всегда. Теперь так будет вечно. И в этот момент опять все закругляется и начинает двигаться в другую сторону. Вечные качели. В общем-то вся жизнь находится в них. Вся жизнь находится в них. Поэтому человек разумный не волнуется, когда видит эти явления смены движения, когда он видит, как меняется один период на другой. Мы же не волнуемся, что день меняется на ночь, ночь меняется на день. Никто не волнуется. Понимаем. Все понятно. Черное, белое. Мы не волнуемся, когда зима меняется на лето, лето на зиму, нет никакой проблемы. 

Но когда что-то другое в нашей жизни меняется, мы волнуемся. Мы думаем – надо что угодно сделать, что бы это остановить, что угодно сделать, чтобы этому противостоять. Мы пытаемся этому противостоять. Ничего не получается. Ничего не получается, только ухудшаем ситуацию. Только впадаем в тяжелое депрессивное состояние. Вместо того, что бы осознать саму систему жизни. Поэтому, как только я начинаю думать о вечности, вечность тут же заканчивается. Это некоторые законы нашей жизни.

Почему так происходит? Почему существует такое явление? Потому, что цель человеческой жизни именно в этом и состоит. В поиске счастья вечного. Да. Факт. В поиске истинного знания, нечто действительно ценного, нечто вечного. Но, поиск этот должен происходить по определенным правилам. Этот поиск должен лежать в области очищения от глупостей. Не просто я что-то ищу. Я еще должен как-то действовать. Как мы говорили, должна быть некоторая деятельность. Эта деятельность – область очищения. От гордости очищения, от гнева очищения, от вожделения, от жадности. Целый набор есть проблем, которые мешают нам испытывать счастье. В нашем сердце естественно находится счастье. Оно в нем естественно присутствует. Мы это время от времени ощущаем. Когда с меня уходят, когда расступаются в моем сердце негативные качества, я начинаю естественно ощущать счастье. Как мы приезжаем на природу, иногда чувствуем - вот оно счастье. Вот. Почему отступают на какое-то время негативные мысли. Отступают на какое-то время. Просто уходят. На какое-то мгновение мы чувствуем – вот, здорово. Нечто есть. Счастье естественно присутствует, но…барьер. Барьер из наших же собственных негативных качеств. 

Т.е. вечное счастье есть. Да. Но путь к нему лежит через избавление от вредных эмоций, от вредных привычек, от вредных привязанностей, дурные наклонности. Для того, чтобы получить нечто ценное, а вечность – это факт, самое ценное что может быть. Вечность ценна. Фактически самое ценное, что только может быть в этом мире – это вечное. Поэтому, надо как минимум, отказаться от противоположного, от того, что очень быстро заканчивается, от временного, от того, что приносит одно лишь горе, одни лишь страдания, неприятности. Обычно, сейчас, современный человек боится от чего-то отказываться. Но, отказ от того, что приносит страдание – это разум, это форма разума. Человек не должен бояться отказываться от того, что приносит страдание. Это не просто разумно, это еще и счастье приносит. Это простой, банальный пример – зубная боль. 

Почему бы мне не отказаться от этой боли? Какая в этом проблема? Обратившись к врачу.
И проблема современного человека как раз и заключается в том, что он привыкает к своей боли. Человек привыкает к своей боли и боится без нее жить. Ну как же я буду жить без своей боли? Как же я буду жить без своей боли? Как ? Недавно мне звонила мать, и жаловалась сильно : «Вот, так страшно жить, кризис. Как? Как, как? Что будет? Что делать?» Я говорю : «Мама, первое правило – не смотри телевизор. Все.» Она говорит : « Как так? Я же тогда не буду знать, как кризис развивается». Я говорю: «Вот через неделю поговорим». Мать не смотрела целую неделю телевизор. Я говорю : « Ну как?» Она говорит : «Ты знаешь, нормальная жизнь, все хорошо. Живу». И что? Вот мне, какие-то люди все время что-то говорят, а я уже не понимаю, в чем проблема. Как? Что? Ну, есть какие-то трудности, но они всегда были. Я оцениваю, всегда были какие-то трудности. Всегда увольняли, всегда что-то происходило, всегда что-то закрывалось, всегда были какие-то трудности. Трудности есть всегда. Но когда мы на какой-то трудности концентрируемся, проблема возникает. Как зубная боль, т.е. например зуб днем болит и ночью по-разному. Почему? Днем мы меньше сконцентрированы на этой боли, а ночью начинаем только об этом и думать. Только об этом и думаем, потому ночью такая боль. Зуб болит. Он болит также, не сильнее. Я на этом сконцентрирован. Поэтому трудности всегда есть, почему нет. Как это нет трудностей? Есть. Просто мы можем на этом быть сконцентрированы или нет. И бывают такие ситуации, когда нас специально концентрируют на чем-то плохом. Это очень дурная привычка. Нехорошая привычка. Но это одна из дурных привычек – концентрироваться на плохом. 

Надо концентрироваться на позитивном. Если мы концентрируемся на позитивном, мы можем решать и проблемы негатива. Это не значит, что мы отрицаем проблемы какие-то негативные. Нет. Но если мы просто думаем о негативном – мы не может это решать. Мы попадаем под это влияние. Оно становится еще более болезненным. Нет, мы должны думать о позитивном. Поэтому, отказавшись от глупости, от дурных привычек мы отказываемся от боли как таковой, которая является естественным следствием такого поведения. Любая боль – это следствие не разумного поведения. Это следствие какой-то глупости. Значит я сам себя ударил молотком по пальцу. Я хожу и думаю – почему я себе ударил, почему у меня так палец болит. Не о пальце нужно думать, не о том, что он болит, а почему я себе бью молотком по пальцу? Это явная глупость. Поэтому в этом современное состояние нашего сознания. Мы думаем о том, почему болит палец, но не думаем о том, почему я бью по этому пальцу молотком. Может все таки как-то по другому можно обойтись, без молотка. Каким-то другим способом.

Глупость и боль действительно напрямую связаны друг с другом. Эта связь называется законами кармы. Что бы мы не делали - за это нужно будет какую-то ответственность нести, это понятно. Если действие разумно – а значит, оно приводит к возвышению сознания, следствием будет удовлетворение в сердце. Эта естественная связь. Счастье, спокойствие – естественная реакция в сердце. Если же действие не разумно, а если сказать прямо – есть другое слова, которое является более показательным, чем не разумное, буквально греховное. Не разумное, греховное. Т.е. не разумное – это ласковое определение греховному действию. Так не разумно что-то я поступил. Некоторое оправдательное здесь звучание присутствует. Да, был не разумным. То это способствует нашей деградации. Значит и в сердце приходит боль и разочарование, страдание. Некоторая проблема развивается в сердце.

Т.е. не разумное действие – это действие, которое приводит меня к деградации. Я могу это увидеть. Есть три направления деградации, они описываются в трактатах: деградация тела, деградация сознания и деградация общения. Разные варианты. И моя прямая человеческая обязанность – развиваться в этих трех направлениях, ведя здоровый образ жизни телом, сознанием и общением. Здоровый образ жизни должен быть также гармоничен, иначе это не здоровый образ жизни. Мы говорили о балансе. Здоровый образ жизни может быть также не сбалансирован. Он сбалансирован, если ведется в этих трех направлениях, если я его виду телом, сознанием и общением. Если же я разрушаю какой то из этих аспектов, или даже все три – я становлюсь врагом самому себе, объявляю войну своему собственному счастью. Т.е. у меня должно быть не только здоровое питание, но у меня еще должно быть здоровое сознание. И не только здоровое питание и здоровое сознание. У меня еще должно быть здоровое общение. Если хотя бы что-то одно не здоровое – это уже не здоровый образ жизни. Это что-то другое, только это большая проблема.

Поэтому, очень часто человек обращается к здоровому образу жизни, но не получает результата. Он говорит: « Я пробовал. Я пробовал». Ко мне приходят часто люди на консультации и говорят : «Вот я пробовал. Вот вы говорите то надо делать, сё надо делать, пятое надо делать, десятое надо делать….Я пробовал, у меня не получается. Одни только проблемы.» Вы что пробовали? И когда мы выясняем, оказывается, что очень узкий подход к образу жизни. Образ жизни – это образ жизни. Значит, все становится здоровым. Не только часть какая-то становится здоровым – все становится здоровым. Как современные занятия йогой. Человек позанимался полтора часа йогой. Вышел, покурил, отдохнул. (смех в зале) Устал. Надо еще позаниматься. Пошел еще позанимался. Какая же это йога? Это не йога. Это не йога. Это называется буквально бхога, или грех. Грех. Нет. Т.е.все должно быть здоровым. Раз уже ты начал дышать правильно, пранаямой заниматься, тогда дыши постоянно правильно, а не только на занятиях йогой. А то я вот хожу, правильно дышу, полтора часа. Ты полтора часа из двадцати четырех правильно дышишь. А остальные двадцать три, двадцать два с половиной ? Что ты делаешь остальные двадцать два с половиной? Курю потихоньку. (смеётся) Мы сейчас все себя правильно ведем. Эти два часа мы будем себя вести идеально, ну я надеюсь. Да? Т.е. мы не будем пить, да? Мы не будем курить, мы не будем играть в азартные игры. Т.е. мы не будем совершать греховные действия. Во всяком случае будем очень сильно стараться. 

И будет результат какой-то. Факт. Мы почувствуем очищение. Мы почувствуем облегчение. Потом, после этих двух часов мы почувствуем – легче стало, факт. Почему? Потому, что мы не просто не делали плохое, мы еще правильно общались, да ? Мы правильно общались и мы говорили о возвышенном. Мы пытались думать о возвышенном. Мы не просто вели себя правильно – мы еще думали правильно, и общались правильно. Поэтому эффект есть. В чем проблема? Потом мы бросаем этого. Говорим – ну все, достаточно. Два часа, это много. Два часа здорового образа жизни это достаточно. Но, это маленьких процент. Поэтому у нас есть некоторая проблема. Мы из этих двух часов, из трех часов, из четырех, даже, если мы сильно постарались, какую-то, даже полдня, если мы сильно старались двенадцать часов – все равно, это пятьдесят процентов усилий. Пятьдесят процентов. 

Поэтому, баланс – это умение постоянно себя вести правильно. А то, знаете, я культурный человек, только на людях. Это не культурный человек. Т.е. я сильно стараюсь, правильно себя веду, в носу не ковыряюсь на людях, не кашляю, очень культурен, не засыпаю на лекциях. Иногда человек падает прямо на лекциях. Бах. И в проход падает. Устал. Бывает. Т.е. я себя стараюсь культурно вести. Но, когда я прихожу домой, я вдруг забываю обо всем этом, аааа. Веду себя как угодно. Это уже не культурный человек. Культурный человек всегда себя культурно ведет. Есть люди вокруг, нет людей вокруг, видят его, не видят его, один он полностью, или его телевидение снимает, не важно. Он всегда культурен, он полноценен, его культура полноценна, он сбалансирован. Он никогда в носу не ковыряется – ни только, когда он на людях, он вообще никогда этого не делает. Вот это сбалансированная личность. И поэтому его культура даст результат. Так же все наши позитивные действия, они тоже дадут результат, если между ними не будет перерыва. Если между ними не будет перерыва на глупость. Потому, что глупость уничтожит все то, что я сделал хорошего. Я просто становлюсь врагом самому себе. Я делаю что-то хорошее и тут же разрушаю. Я наклеиваю обои и тут же их срываю. Клеил, клеил обои два часа, потом думаю – надо отдохнуть, сорву ка я их. И срываю. Ну вот, хорошо отдохнул. Расслабился. Надо наклеить другие. Опять клею, клею, клею, клею, клею…. Думаю, ну вот, надо расслабиться, отдохнуть.

Поэтому, даже если я целый год вел себя правильно, но потом на новый год чуть-чуть отдохнул…. Есть такая концепция, что чуть-чуть не страшно. Чуть-чуть не страшно. Чуть-чуть – страшно. За чуть-чуть приходят очень большие неприятности. За чуть-чуть приходит большое разочарование. Чуть-чуть аннулирует все. Поэтому невозможно плохое сделать чуть-чуть. Невозможно прийти в суд и сказать : «Ну я же чуть-чуть убил, один раз. Я всю жизнь никого не убивал. Пятьдесят лет я никого не убивал. Ну, подумаешь, один раз чуть-чуть убил.» Нет. Все. Наказание по полной программе. Я же чуть-чуть украл. Я же всю жизнь не воровал, подумаешь один раз, ну чуть-чуть же. Ну чуть-чуть, я же не много украл, чуть-чуть, подумаешь. Нет. Я чуть-чуть изменил, чего ты, жена, орешь, я же чуть-чуть. Какая проблема? Так-то я в основном, честный парень. Не ворую, ни кого не убиваю. Нет. В этом проблема, в этом проблема глупости, в этом проблема греха, в этом проблема негативного действия. Оно не бывает чуть-чуть. Это то, что нужно ребенку объяснить, как только он начал что-то понимать. Глупости не бывает чуть-чуть. Глупость – всегда стопроцентная. Она всегда несет за собой стопроцентную ответственность. Сто процентов. Поэтому глупость глупа. В чем глупость глупости. В том, что то, что я делаю неравноценно тому, что потом в результате ко мне приходит. Понимаете? Т.е. воровал я пять минут, радовался я наворованному один день, а сижу я потом десять лет. Где равноценность? Если бы я потом один день сидел…. Понимаете? Т.е. украл, день порадовался, меня поймали и сказали : «Ты день радовался наворованным деньгам – присуждаем тебе день наказания, день тюрьмы.» Нет. Тогда бы все совершали глупости. 

Глупость устроена поучающим образом. В глупости есть, скажем так, божественное поучение. В глупости есть великий закон, глупость самодоказуема. Когда я делаю что-то глупое, длится оно совсем не долго, а ответственность потом …. может быть на всю жизнь. На всю жизнь потом ответственность. Ничего уже потом не сделаешь. Печать на всю жизнь потом остается. Поэтому, путь к счастью лежит через умение возвышаться, причем, через умение возвышаться гармонично. И это умение гармонично сбалансировано возвышаться называется йогой. Это есть йога. Поэтому, то, чем мы сейчас занимаемся, в общем-то также одна из категорий йоги. И, как мы выяснили, возвышение тела лежит через очищение непосредственно здорового питания. Если я ем более чистую пищу – мое физическое тело также становится чище, это просто. Что мы складываем – то там и лежит. Поэтому, если мы в холодильник положили плохие продукты, будет трудно достать оттуда хорошие продукты. Что положили, то там и лежит, все просто. Конечно, же на это надо потратить некоторое время. Известно, что при правильном питании токсины выводятся из тела примерно в течение 7 лет. 

 Но, как мы знаем, только в здоровом теле может быть здоровый дух, что это такое, сейчас я объясню. Это не значит, что мы прямо совсем перестанем болеть, болезнь – это специфика этой жизни. Некоторые болезни нам по судьбе положены, их можно увидеть на руке, они прямо нарисованы, чем, кто должен переболеть. Поэтому часть болезней нужно просто принять смиренно, это моя судьба, кому-то я какую-то боль причинял – теперь эта боль пришла ко мне, как некоторое очищение от совершенных в прошлом глупостей. Но главный эффект очищения тела, о котором обычно не знают, о котором обычно не говорят, ради чего мы пытаемся есть более-менее чистую пищу…Стараетесь есть чистую пищу? Стараетесь? Как-то не хочется есть грязную, правильно.

Главный эффект очищения тела – это готовность к возвышению сознания, меня просто начинает тянуть к возвышенным материям, к возвышенным идеям. Вот это эффект. Сознание начинает тянуть на возвышенное. Вот это эффект здорового питания. Поэтому говорят – в здоровом теле здоровый дух. В этом идея. Т.е. если я чисто питаюсь, у меня желания становятся более тонкими, более возвышенными, более философскими, более духовными. Простая концепция. Т.е. мне просто естественно хочется поговорить о чистом. Если я что-то ем чистое – мне хочется поговорить о чистом, о чем-то высоком, о чем-то трансцендентном. Если же тело грязное, если токсины подавляют активность моей души – меня постоянно тянет на не хорошее, хочется поговорить о не хорошем. Не хорошем. Поэтому, по речи можно понять, что человек ест. Меня просто начинают радовать грязные слова. Просто радуют грязные слова, грязные шутки, грязные разговоры, вообще все не высокое , все нечистое, все такое приземленное. Поэтому наши разговоры рассчитаны на возвышенное сознание, мы не будем размениваться на серединку, не будем размениваться на что-то такое легкое, мы будем говорить о самых возвышенных вещах. 

Поэтому этот момент очень важен. Чистое питание вызывает в сознании чистые желания, хочется возвышаться, хочется, поэтому любая система возвышения построена на диете на какой-то. Человек отказывается от грязного. Диета – это отказ от грязного. Диета – не отказ от какого-то продукта определенного, диета – отказ от чего-то не хорошего действительно. В этом принцип. И первое чистое желание, которое приходит в наше сознание представляет из себя стремление к гармонии, стремление к гармонии всех аспектов человеческой жизни. Основных аспектов всего четыре. Можете все записать быстренько : это физический аспект (мы должны быть физически здоровы), это интеллектуальный аспект (я должен быть разумен по своей природе), это социальный аспект (у меня должны быть хорошие отношения), это духовный аспект (я должен понимать, зачем я вообще живу, к чему это все надо). 

И наши проблемы, и соответственно дисгармония состоит в том, что мы разбивает эти аспекты. Факт. Мы все думаем об этом. Это неотъемлемые аспекты нашей жизни, мы их развиваем, да. И есть это развитие. Но мы их развиваем в разные промежутки нашей жизни, то одно пытаемся развить, то другое, то третье, то четвертое, мечемся. Мечемся. То одним позанимаемся, то поймем, что этого мало – другим позанимаемся. Но решение лежит в гармоничном подходе, решение всегда в гармонии. Все аспекты надо развивать одновременно. Представьте себе человека, который в спортзале накачивает только одну мышцу какую-то. Одну. Все усилия на это вкладывает, целенаправленно, изо дня в день. В кого он превратится? Как это будет называться? Это будет уродством называться, мы превратимся в уродов, т.е. он хотел, такое количество усилий было приложено, огромное количество усилий, столько денег, пота, всего, аскеза, потерянное время – на свет появляется какое-то уродство. Не гармонично приложены усилия. И причем, еще человек не понимает, что сам себя доводит до этого состояния. Поэтому, гармоничное развитие всегда приводит к красоте тела и души, не гармоничное всегда приводит к какой-то проблеме, что-то не так. Какая-то проблема. И эта проблема всегда утягивает за собой что-то другое, есть эта связь между материальностью и духовностью. И если с духовностью проблема – материальное страдает. Если с материальным проблема – духовное страдает. 

Мы должны гармонично развиваться. Должна быть некоторая гармония. Мы живем в этом соединении. Весь этот мир – это соединение духа и материи. Это некоторая алхимия жизни. Есть нечто живое, что дает жизнь всему. Есть материя, которая подчиняется этому живому. Мы и есть эта конструкция –тело, душа. Конструкция. И все должно быть гармонично, иначе начинаются страдания, начинаются проблемы. Поэтому мы видим, что это действует на всех уровнях, на уровне моей жизни, на уровне социума, на уровне мировой экономике – тоже самое происходит, посмотрите. А страдает духовная жизнь планеты – начинаются материальные проблемы. Поэтому мир бросается к духовному решению, но потом перегибает палку, начинает страдать материальное и опять, и так туда-сюда все носится, налево, направо, направо, налево, налево, направо. Как по кораблю бегают туда-сюда, с одного борта на другой борт, только раскачивают лодку. Главная задача какая на лодке? Что вам говорит лодочник? Да. Присядь, не раскачивай лодку, не раскачивай. Но мы сами раскачиваем. Постоянно пытаемся то в одно удариться что–то, то в другое.

Если мы начали говорить о гармонии, необходимо сейчас затронуть тему цикличности. Да, я говорил, что нужно обязательно поговорить на эту тему. Все в этом мире циклично. Дневной цикл называется «дина чарья» - балансирует день, утро, вечер, ночь. Годовой цикл называется риту чарья» - баланисирует весну, лето, осень, зиму. Есть пятилетние циклы, семилетние циклы, десятилетние циклы, шестидесятилетние циклы, сто двадцатилетние циклы. Это в астрологии изучаются разные циклы. Если человек понимает циклы – он понимает все. Я понимаю, почему что-то пришло. Почему оно пришло? Потому, что время пришло этому прийти. Почему я вижу, что оно пришло, и я понимаю, я вижу цикл, как оно пришло, я знаю эти волны, для меня это не удивительно. Если я не вижу цикла, то для меня все удивительно : ночь пришла, как такое может быть? Все же было хорошо, все же было лучше не куда: светло, солнышко, двенадцать часов все было хорошо - на тебе, все закончилось. Но, другой человек говорит : « Да что ты волнуешься? Все нормально. Ночь пройдет, опять солнце, все будет хорошо. Какая проблема?» Сто двадцать лет называется основной космический цикл, который соответствует полноценной человеческой жизни. Сбалансированный. Это цикл на санскрите называется «чакра». Сто двадцать лет – полный цикл. 

Все что есть в этом мире находится под влиянием циклов, цикличности. Весь вопрос – видим мы их или нет. В любом случае мы должны быть в балансе с этими циклами. Т.е. если ночь на дворе – все-таки нужно как-то учитывать что ночь, если день – нужно учитывать день, если зима – все-таки лучше по-зимнему как-то одеться, если лето – то лучше по-летнему. От чего мои проблемы? От того, что я не учитываю, какой сейчас цикл идет. Т.е. я могу, например, сейчас, зимой выехать из какой-то зимней страны и полететь в жаркую страну, в индию. Если я не учитываю, что там другой немножко цикл идет, то я прилечу по-зимнему одетый. Первый раз, когда я так прилетел, много лет назад – я очень сильно удивился. С дальнего востока летел, в шапке-ушанке, в унтах, в шубе. Вышел - удивился, не понял. А разве вообще, так жарко бывает? Но, я конечно, был меньше удивлен, чем те, кто меня встречали. (смех в зале) Они удивились еще больше. Подумали. И я понял, почему нас называют медведями? Потому, что мы так иногда выглядим. Все люди из жарких стран, они когда видят нас, это факт – немножко похож на мишку, потом все это скинул с себя – вроде не медведь, человек, нормально. (смеется) Не так страшно. Мы ходим иногда в шкурах, действительно как медведи, ну что делать.

Мы должны быть в балансе с этими циклами, иначе постоянные проблемы возникают. Поэтому, наша эффективность должна соответствовать периоду времени. Вот это вот соответствие эффективности периоду времени называется практичностью. Это важнейший показатель. Т.е. я должен знать, когда магазин открыт, когда закрыт, т.е. если я иду в какой-то магазин, я должен знать цикл работы этого магазина. Мы должны узнать когда он работает, в какие часы у него перерыв. Иначе проблема возникает. Т.е. вроде бы все было хорошо, я шел, вышел из дома, взял с собой деньги, пришел - магазин не работает. Я очень расстроен. Почему я расстроен? Я не поинтересовался циклом работы этого магазина. Мне было все равно. Раз тебе все равно – пожалуйста, мучайся. Это еще есть такой закон подлости - если уж не узнал, когда перерыв – точно в него попадешь. Замечали, нет? Или только у меня одного так происходит? (смеётся) Вот думал, надо было позвонить, спросить, и пришел – точно, перерыв. И вот причем он только начался. Он не заканчивается, а он только начался. Это как урок некоторый все время приходит. 

Поэтому, если мы ведем себя соответственно периоду жизни, мы становимся эффективными, вот в чем собственно секрет эффективности. Мы должны соответствовать периоду. Для этого нужно понимать периодичность процессов. Это изучают науки, различные науки. Какой бы наука не была – она должна изучать периодичность. Поэтому наука сейчас утверждает, что все имеет волновую природу, что значит, периодичность имеет какую-то. Поэтому, в принципе, любая наука изучает периодичность. В принципе так. Поэтому, если я ученый, я знаю какую-то свою периодичность, я могу дать хороший совет. И сегодняшний период, в который мы живем, в этой периодичности, носит название «кали юга». Это особый период времени, когда основной энергией этого периода является желание заботиться о других. Желание заботиться о других. Соответственно, если я проявляю свою заботу – я соответствую периоду времени, т.е. я становлюсь эффективным, ко мне в сердце приходит удовлетворение, ко мне в сердце приходит счастье. Забота проявляется в моменты, когда я должен как-то поступить по отношению к другому человеку. Каждая ситуация в жизни, проверяет меня на желание заботиться – готов я заботиться или нет. Передо мной появляется некоторая вилка, требующая совершить выбор. Как я поступлю в этот раз – заботливо или эгоистично. Заботливо или эгоистично. Если я поступаю заботливо – отказываюсь от некоторых своих удобств, ради счастья другой личности, то в результате я становлюсь счастливым. Я поступил соответственно периоду времени. Я поступаю возвышенно. Если я поступаю эгоистично, а значит отказываюсь от счастья другого человека ради каких-то своих целей, ради своего эгоизма – я становлюсь несчастным, так как нарушаю эти законы природы. Просто нарушаю простейшие законы природы.

 Например, когда я вижу старшего. В культуре говорится – при виде старших нужно вставать. Раньше была такая традиция – ученики в школах вставали, когда входил учитель. И даже парты были, помните, открывающиеся. Кто-нибудь видел такие парты в последнее время, откидные. Сейчас как-то перестают уже делать такие парты, дети перестают вставать. Пришел, учитель. Почему, если я вижу старшего – моё тонкое тело встает. Есть не только грубое тело, есть тонкое тело, оно естественно встает, оно более подвержено этой естественной культуре. Тонкое тело естественно встает. Встает, чтобы уступить место, например, где-то я в транспорте общественном, еще где-то. Т.е. входят старшие – мое тонкое тело встало, чтобы уступить место, чтобы поприветствовать. Но я оставляю свое грубое тело сидеть. Усилия прикладываю. Сиди. Ты тоже устало. Спи. (смеется) Если я оставляю его сидеть на этом месте – между ними появляется разрыв между тонким телом и грубым, разрыв происходит. И он вызывает физические и ментальные болезни. Поэтому в некоторых трактатах говорится, что основная причина беспокойства, основные причины каких-то расстройств – это отсутствие уважения. Потому, что мое тонкое тело живет другой жизнью, чем грубое.

Если я постоянно проявляю не уважение, у меня постоянный разрыв между тонким и грубым телом, поэтому постоянно какие-то проблемы физические проявляются. Постоянные причины беспокойств. В этом задача культуры – сбалансировать грубое и тонкое тело. Тонкое тело хочет встать – встань, какая проблема? Тонкое тело хочет сделать что-то хорошее – сделай на грубом уровне – сделай, какая проблема? Хочешь сделать – сделай. Поэтому, все наши проблемы, которые сейчас можно диагностировать – это проблемы от нежелания заботиться о других. Мы не проявляем эту энергию, которая соответствует периоду времени, в котором мы находимся. Это время предназначено для того, чтобы мы позаботились о ком-то. 

И если мы вернемся к гармонии четырех аспектов человеческой жизни, то этот первый аспект гармонии – это физический аспект. Он самый простой, но в тоже время требует реальных физических усилий. Всем известны разнообразные виды баланса в нашем теле, огромное количество: кислотно-щелочного, вводно-соляного, калиево-натриевого, тепловой, эндокринный, гормональный, сколько угодно. При нарушении любого из них наступают какие-то серьезные изменения, которые приводят к каким-то проблемам, болезням, нарушается жизнедеятельность организма. Поэтому все оздоровительные системы основаны на понимании баланса. Баланс. Баланс между телом, умом, душой, окружающей природой. Фактически баланс – это и есть жизнь. Пока мы находимся в балансе, мы живем. Дисбаланс – это болезнь и смерть. Дисбаланс.

Посмотрите, например, как йога стоит на позициях баланса. Самая лучшая поза для медитации – поза лотоса, идеально сбалансирована. Идеально сбалансирована. У нас, наша основная поза – это поза на стуле. Почему она даже не ровная, она такая какая-то обтекающая стул со всех сторон (смеется). Но поза лотоса идеально сбалансирована. Если человек стоит – он поддерживает баланс. Если он лежит – он потерял баланс. Фактически лежачий – это упавший. И только если человек правильно сидит - он находится в балансе, а значит, вся его энергия может быть потрачена на концентрацию. 

В чем смысл баланса? Освобождается вся энергия. Если я в балансе – ничего не нужно контролировать. Вся энергия уходит на что-то полезное, на что-то действительно нужное, на концентрацию. Это то, чему человек должен научиться в первую очередь – сбалансировано сидеть. Если я умею правильно сидеть – мне все равно где я сижу, на чем я сижу. Мне все равно абсолютно, хоть на холодильнике я сижу, мне удобно. Мне удобно. А значит я могу быть сконцентрированным на чем-то другом, хотя бы на этой лекции. Значит, я могу быть сконцентрирован. Иначе все силы уходят на что-то другое – на поиск удобной позы, и ищу асану все время, чтобы удобно было и спать и слушать. И спать и слушать одновременно. 

Такому человеку будет удобно в любой ситуации, говорится . Если человек умеет сидеть – ему будет удобно в любой ситуации, в любой, в какую бы он ни попал. Он везде сможет и отдохнуть и расслабиться, и поспать, и поесть. Поэтому, в трактатах о здоровье говорится - человек становится здоровым тогда, когда он знает, как правильно сидеть. Также в йоге говорится, что правильная концентрация наступает тогда, когда глаза полузакрыты. Тоже простая концепция. Если они открыты – баланса нет. Почему? Меня все отвлекает с широко открытыми глазами. Отвлекают пролетающие, пробегающие, проползающие, проходящие мимо. Т.е. я превращаюсь в сканер. Такой человек-сканер. Ну что тут, в этот раз? Кто приехал? Что у него за компьютер? Что за камера? Что он, где он, кто, кто пришел, кто не пришел .Т.е. я сканирую все время, смотрю на мир широко открытыми глазами, на время, еще куда-то. Сканер. Человек-сканер. Поэтому нет никакой концентрации, я постоянно отвлечен. Если же глаза закрыты полностью – это глаза, потерявшие силы, от того, что я целый день что-то сканировал. Т.е. я сканирую, сканирую, сканирую, сканирую, сканирую, смотрю, смотрю, смотрю… устал, что глаза закрылись. Отдохнуть надо. Потом проснулся – ну что тут опять изменилось? Что здесь, что, что, что….о, кто-то ушел, кто-то уснул, что здесь? Так постоянно, открыл – закрыл, открыл – закрыл, морганием называется в общем-то. Просто есть периоды короткие, есть большие периоды. Если это большой период – это сон, если это маленький – то это моргание. И только если они полузакрыты – появляется баланс, свет в тело попадает, а объекты нет. Свет попадает, а объекты нет. Объекты мне не интересны. Значит появляется настоящая концентрация. Поэтому, йога – это умение пустить свет в свое тело, но без объектов, объекты пускать не надо. Свет пускаем, а объекты нет. Тогда можно сконцентрироваться. Тогда я начинаю действительно думать о том, что происходит. Это некоторое умение. Это есть контроль. 

Контроль – это смотреть, но не концентрироваться. Если мне это не нужно, я на этом не концентрируюсь. Это культурный человек. Не культурный человек на всем концентрируется. На все. Так не надо делать. Нужно концентрироваться действительно на том, что важно, на том, что не важно – не надо. Ну, оно есть и есть. Не про нашу честь, как говориться. Зачем на этом концентрироваться. 

С этим моментом связано вот это утреннее время особое «Брахма мухурта», особое состояние сознания, которое находится в идеальном световом энергетическом балансе. Обычному человеку трудно держать свои глаза полузакрытыми, нет такой привычки. Когда вокруг так много всего интересного. Но во время рассвета создается естественная атмосфера, аналогичная полузакрытым глазам, т.е. сама природа полу закрывает наши глаза, создает естественный для концентрации уровень света, когда цвета теряют свое давление, и все кажется серым, т.е. цвет уходит. Интересное - когда цветное. А в это время цвет пропадает. Все серенькое такое, однообразное, вся природа серая, все серенькое, ничего не видно. В таком сероватом окружении можно и спокойно сосредоточиться. Можно и спокойно помедитировать. Действительно, появляется концентрация. Кроме того, энергетически это время, когда тело еще не проснулось, но уже не спит. Это как раз и есть такое некоторое состояние сидения. Поэтому говориться, что утреннее время, предрассветное время - это поза лотоса, состоящая из времени суток, когда время принимает позу лотоса. Чтобы человек не делал в это время – он делает это с полузакрытыми глазами в позе лотоса. Особое состояние. Поэтому это время идеально подходит для медитации. А медитация – это идеальное состояние сознания, сбалансированное состояние сознания. 

Поэтому, когда человек в идеальное время занимается идеальным делом – он идеально развивается, получается идеальный результат, способ прорыва в своем духовном развитии. Способ действительно прорыва в своих изменениях. В принципе он известен. Поэтому, тот, кто знает науку о балансе, в принципе, он знает все. Он знает, где находятся все силы мира, он знает, как решать ситуацию, он знает в чем принцип решения ситуации, он знает , что есть проблема – надо искать дисбаланс. Нашли дисбаланс – нужно его устранить и поддерживать. Ну, вот вся система. Вся система. 

Второй аспект человеческой жизни, как мы выяснили, социальный. Он состоит в понимании своих обязанностей. И закон баланса очень прост – наши обязанности зависят он наших возможностей. Нет ничего сложного. Человек ходит – мучается, что я должен делать? В чем мои обязанности? Все просто. Какие у тебя есть возможности – такие у тебя есть и обязанности. Т.е. если я получил возможность что-то узнать – теперь я что обязан – обязан другим это передать. Если я получил возможность что-то узнать – у меня сразу обязанность - раз я что-то узнаю, я должен тут же это передавать. У меня уже есть обязанность. Я не могу просто что-то узнать. Я уже должен передать, я уже должен кого-то обучить. 

Если я получил возможность заработать денег – я теперь обязан их потратить на заботу о ком-то – да, как мы выяснили ? Получил возможность – пожалуйста. Тут же получил обязанность. С возможностью приходит и обязанность, с возможностью, тут же. Поэтому, сначала человек должен оценить свои возможности, а затем, на основе этого понять свои обязанности. Ничего сложного. Ничего особого сложного нет. 

И тут есть некоторый закон – закон счастья, закон ананды – оценивать надо свои возможности – это очень важно. Потому, что, в основном наше сознание оценивает чужие возможности. У него вон сколько, чего же он не правильно этим распоряжается. Нет, если мы хотим стать счастливыми мы должны оценивать свои возможности. Свои. Именно это сделает меня действительно счастливым. И потом их связать со своими обязанностями. Пока я это делаю по отношению к себе, я развиваюсь. Но как только я начинаю оценивать возможности других - я тут же начинаю деградировать. Я тут же деградирую. Это следующий секрет, как совершить прорыв в своем развитии. Я просто деградирую. Т.е. я должен себя оценивать, не других. В общем-то, также понимание культуры. Культурный человек оценивает себя, не культурный оценивает других. Разумный человек оценивает себя, не разумный оценивает других.

Почему так происходит? Потому, что мы слабы, есть некоторая слабость. Наших сил хватает только на собственную оценку, с последующими выводами. Не хватает этих сил, что бы оценить себя, сделать какие-то выводы. Если у нас появляются дополнительные силы, то мы тут же их можем использовать для каких-то полезных дел, для заботы о ком-то, для помощи детям, ученикам, что бы передавать знание. Но, если у нас нет этих дополнительных сил и мы просто сами оцениваем других - в результате мы просто теряем свои силы, и у нас их не хватает, что бы оценить себя. Т.е. силы мне даны на то, что бы оценить себя. Но когда я оцениваю других – на себя их не хватает, о себе-то я забываю, всех оценил, а о себе подумать забыл, о себе родном. Люди говорят : «Надо же себя любить.» Да? И спрашивают : « Надо же себя в первую очередь любить ?». Я говорю –« Да. Но как любить себя?». И дается ответ. Нужно себе оценивать. 

Вот если я себя оцениваю – я себя люблю. Почему? Потому, что оценив, я могу понять, правильно я действую, или нет. Если я пойму, правильно я действую или нет, то я пойму, в чем проблема моя, а значит стану самым счастливым, исправив дисбаланс. Это любовь к себе – оценивать себя. Но современный человек думает, что любить себя – это не оценивать себя, это позволять себе все. Я люблю себя, поэтому позволю себе биться головой об стенку. Я же себя люблю. А тело так хочет побиться головой об стенку. 

Поэтому, оценивая себя, мы занимается само осознанием, совершаем прорыв в своем развитии. Обычно это называется раскаянием. Когда я оцениваю себя это называется раскаяние. Оценивая других мы занимаемся критикой. Это уже критика называется или оскорбление, чем останавливаем свое развитие, мы начинаем деградировать. Поэтому, как мы выяснили, принцип успеха в любом деле – это цикличность. Принцип успеха. Секрет цикличности состоит в том, что даже если у нас получилось зациклить самый маленький элемент нашей жизни – он обязательно приведет нас к успеху. Хотя бы это маленький элемент. Это похоже на то, как прядильщик из пряжи потихоньку прядет целый клубок нити, всё потихоньку вытаскивает. Да, ниточка тоненькая, но постоянные усилия делают свое дело. Это некоторый очередной секрет успешности. Каждый раз мы должны находить то, что можно привести к зацикленному повторению. Что я могу такое полезное взять и повторять, циклично повторять? И если у меня это получается, то я совершаю прорыв, даже если это какая-то маленькая часть. Даже, если это какое-то маленькое позитивное дело. Но, если я могу его делать постоянно, циклично, оно совершает просто глобальный прорыв. Капля камень точит.

Например, если я читаю какую-то умную книгу, читаю умную книгу, мудрую книгу, но не регулярно читаю, а как попало, то три дня подряд, то пару месяцев не читал, знаете, такие закладки бесполезные. Т.е. находит человек книгу, видит – там закладка, он смотрит, куда он эту закладку положил, ничего не понимает. Я это когда-то читал? Он даже уже не помнит, что он когда-то вообще эту книгу читал, там так эта закладка и умерла. Книги с умершими закладками. Не книжная полка, а кладбище умерших закладок. (смеётся) Нет, это никогда не сделает меня мудрым, даже если я очень мудрую книгу читаю, но если я это делаю не регулярно это не сделает меня мудрым. Но если я читаю её хотя бы по пять минут, но каждый день в одно и тоже время, из дня в день – я очень быстро почувствую, как я становлюсь все мудрее и мудрее. Очень быстро почувствую. Изо дня в день. Это крайне важный закон, это крайне, это концептуальный закон развития. Концептуальный закон способен изменить мою жизнь за предельно короткое время, причем предельно малыми усилиями.

Просыпаясь утром, я могу ровно пять минут почитать какие-то законы жизни, действительно глобальное что-то, какую то концепцию, запомнить может быть всего одну концептуальную идею, может быть всего одну. Но, если я потом помню об этом целый день, я уже не просто живу, я уже проверяю эту концептуальную идею всей своей жизнью на практике, значит, становлюсь мудрее. Это уже не просто день, который закончился и слава Богу. Нет, это уже день, который сделал меня на шаг ближе к мудрости. На шаг ближе к Богу. На шаг ближе к пониманию абсолютной истины. Поэтому так просто что-то зациклишь, это хорошее, это и есть в принципе обет. Обет – это что-то сделать цикличным. Обет – это что-то сделать постоянным. Он может быть маленький, он может быть маленький, но если он маленький, но постоянный – он даст свой результат. 

Почему наши обеты, наши некоторые аскезы, наши обещания не помогают, не делают нас счастливее? Потому что они не зациклены. Они временны. Они временны. Поэтому толку никакого, все потом разрушается, все разрушается. Как квартира – нужно постоянно делать уборку, постоянно. Мало один раз убраться – въехали в новую квартиру, один раз убрались, все, дело сделано. Потом можно не убираться. Нет, каждый день нужно убираться, два раза в день, три раза в день, так же как и тело. Мало один раз помыться хорошенько, я же хорошо помылся. Месяц назад я хорошо помылся, хорошее мыло взял, долго терся. Мало. Каждый день надо это делать, несколько раз в день, регулярность. Т.е. кто такой чистый человек? Это не тот, кто долго моется, а тот, кто постоянно моется. Видите разницу? 

Кто такой умный человек? Это не тот, кто высшее образование получил, а тот, кто каждый день получает образование, понимаете? Мало, просто, кто вообще что-то помнит из школьной программы, кто-нибудь чего-нибудь помнит? Вот я уже что-то ничего не помню, мне уже как-то даже страшно становится. Я уже иногда боюсь в столбик делить и умножать, уже забыл, как это делать, что-то вылетает из головы. Почему? Нет никакой стабильности, столько было усилий, как люди в институте учатся четыре пары, глаза вот такие, а книжки из ушей торчат. Но после сдачи экзаменов, что происходит? бр…..все… А какой это я сегодня предмет сдавал, я уже не помню… (смеется) Я уже не помню какой предмет я сегодня сдавал. А на что сдал? Уже не помню. (смеется) Нет, нет смысла в этих перенапряжениях, это дисбаланс. Нет баланса, постоянное перенапряжение, результат ноль. Поэтому мы устаем, поэтому депрессия такая в мире . Психологи ходят, думают, от чего в мире депрессия? Нет баланса. Ничего не зациклено. Все гиперусилиями, гиперусилиями, гиперусилиями. Добился – бросил, добился – бросил, добился – бросил, добился – бросил. Какой смысл? Никакого смысла. 
 
Необходима некоторая стабильность. Необходимо правильно понять эти циклы. Циклы это и есть баланс. Если я правильный цикл установил в своей жизни – у меня баланс, т.е. я здоров. Поэтому развитие сознания, это некоторая цикличная мудрость, которая проверяется на практике в течение всего дня, как мы выясняли вначале. Мы должны не просто послушать – мы должны постараться понять. Мы должны не просто понять – мы должны начать это практиковать, т.е. что-то делать. И это должно быть из дня в день. Изо дня в день должна быть какая-то практика, какая-то системы, какой-то стабильности шаг за шагом, шаг за шагом. Невозможно сделать шаг и стоять, необходимо постоянно идти. Это некоторый закон течения, мир это движение. Поэтому, если я не двигаюсь против, мир причем способствует деградации, если вы заметили, т.е. если не мыться – все время грязнее становишься. Если ничего не делать, то деньги заканчиваются и т.д. Т.е. мир все время к деградации нас тащит, т.е. течение в низ. Течение всегда вниз. Поэтому мы должны делать усилия против течения, грести. Необходимо грести, причем двумя руками. Если одной рукой грести, то по кругу будешь, на лодке плавать. Поэтому необходимо прилагать усилия. Поэтому, если я просто перестал прилагать усилия, то я проплываю все эти точки, к которым раньше приложил столько усилий, что бы их достичь. 

Т.е. прикладываю усилия, прикладываю, один город проплыл вверх по течению, второй город проплыл вверх по течению, третий, четвертый. Все , надо отдохнуть. Что я вижу, мимо чего я опять проплываю, мимо всего того, что я с таким усилием достиг. Вот это называется депрессия. Как оно все уплывает, куда оно все уплывает, как такое может быть? Я просто перестал действовать. Активность прошла. Депрессия. От чего? От того, что я перестал уважительно слушать, перестал об этом задумываться, перестал это применять на практике. Пропало. Растворилось. 

 Мы-то думаем, что счастье должно приходить, если я общаюсь с приятными людьми, да? Но, посмотрите, мы общаемся с приятными людьми – все равно не довольны. Нет.
Поэтому, от правильного общения приходит удовлетворение, а не от того, с кем я общаюсь. Поэтому мудрец может общаться с любым человеком и будет испытывать радость от этого. Это мудрец. Мы должны этому научиться. Мы должны будем немножечко изучить законы эффективности, а сейчас это актуально, законы практичности. Как извлекать максимальные блага из возможностей, которые нам предоставила судьба? Нам все время кажется, что нужно что-то еще. Вот в этом ошибка. Мы не извлекаем благо из того, что есть. Это, как женщина, которая покупает продукты каждый день, но ничего из них не готовит. И думает – надо еще. Но, эти просто гниют. Может перестать гноить те продукты, которые уже есть? 

И так же мы поступаем. У нас огромное количество возможностей. Нам они даны. Мы их не используем, просим что-то еще. Мне бы вот еще что-то. Да куда тебе еще, ты с этим как-то разберись. С этим. Поэтому тут вот завалы некоторые. Мы свои возможности не используем, просим что-то еще. Поэтому проблема. Мы должны в этом разобраться.
И конечно же мы разберем некоторую концепцию семейной жизни, поймем, что такое в общем-то семейные взаимоотношения. Как относиться к партнеру как таковому, в чем принцип партнерства вообще, в чем принцип сохранения отношений, в чем принцип установления отношений. Мы должны понять законы баланса, почему мы никак не можем сбалансировать друг с другом, почему все время пытаемся на свою сторону передавить.
Вячеслав Олегович Рузов (Патита Павана дас)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Понравилось?

Познай Себя! - познаешь Мир!

Все больше людей начинает понимать, что найти свой Путь и следовать по нему — самая большая награда, которую только можно заслужить в жизни. Как только мы осознаем это, лишь глупец захочет свернуть со своего пути. Идя на комп

добавить на Яндекс