четверг, 20 августа 2009 г.

Тот самый Мюнхгаузен





В 1979 году Марк Захаров приступил к съёмкам фильма «Тот самый Мюнхгаузен», в основу которого легла пьеса Григория Горина «Самый правдивый», изначально написанная для театра Советской армии. В этом спектакле главные роли исполняли Владимир Зельдин и Людмила Касаткина, было бы логично пригласить их в фильм, но Марк Захаров видел в образе Мюнхгаузена только Олега Янковского, несмотря на то, что это было в определённом смысле смелое решение. Марк Захаров вспоминал:

В приглашении Олега Янковского на эту роль был элемент риска. Он всё-таки сложился как актёр совсем не комедийного толка. Но к чести Олега, в его актёрской палитре нашлись комедийные краски, которые в фильме, в первой части особенно, но и во второй тоже, получили достойное воплощение.

Худсовет не утверждал актёра, мотивируя тем, что он слишком молод для роли барона, у которого есть взрослый сын. Григорий Горин был тоже против кандидатуры Янковского. Он писал в своих воспоминаниях:

Он до этого играл прямых, жёстких, волевых людей — волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра!

Правда, затем вновь возникли проблемы. Как вспоминал потом Горин — «во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые слова и выражения, присущие германской аристократии». Горин не присутствовал во время озвучения в тон-студии финальной сцены, где барон Мюнхгаузен говорит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа». В сценарии фраза звучала так: «Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа», но Олег Янковский оговорился, и так эта фраза, к неудовольствию Горина, стала крылатой.

31 декабря 1979 года состоялась премьера. Этот фильм стал визитной карточкой Олега Янковского. Несмотря на большое количество великолепных ролей, сыгранных актёром после этого фильма, его лучшей ролью часто называют роль барона Мюнхгаузена. В исполнении Олега Янковского Мюнхгаузен предстал вовсе не тем бароном-вралём, который знаком по книге Эриха Распе и каноническим иллюстрациям Гюстава Доре. Это притча о мужестве человека, который способен остаться самим собой перед лицами лицемеров и ханжей. Олег Янковский часто вспоминал в своих интервью о «формуле роли», которую нашёл для него Марк Захаров.

Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу: Распяли человека и спрашивают: «Ну, как тебе там?» — «Да ничего… Только улыбаться больно». Мюнхгаузен идёт обходным путём, и, наверное, в этом его сила. Выйти на площадь и кричать о своих убеждениях — не самый сложный путь.

Марк Захаров подвёл черту:

Глаза у Олега Янковского оказались умными, а внешний облик — хотя и не слишком комическим, но достаточно забавным. Янковский очень тонко, очень трепетно аккумулировал в себе нашу общую печаль. И восторг сочинителя. И пафос истинного правдолюбца.


Сюжет

1-я серия


Действие происходит в Германии, по летоисчислению сюжета фильма в 1780 году. Барон Мюнхгаузен (Олег Янковский) — выдумщик, верящий во все свои истории, отчего эти истории имеют обыкновение время от времени становиться правдой — живёт в своем замке с очаровательной девушкой Мартой. Они уже давно думают о свадьбе, но есть одна проблема: барон женат на Якобине (Инна Чурикова), которая живёт отдельно, со взрослым сыном Феофилом (Леонид Ярмольник). Разрешение на развод может дать только герцог, но Якобина и её приятель Рамкопф всячески препятствуют этому. Сам барон им не нужен, родственники пытаются добиться признания его невменяемым, чтобы свободно распоряжаться его имуществом.

Все обходные пути Мюнхгаузен уже испробовал, все священники, с которыми он общался, отказались венчать пару. Но в один счастливый день герцог, будучи раздражён размолвкой с герцогиней, подписывает прошение о разводе Мюнхгаузена со словами «на волю, всех на волю». Марта счастлива, но она очень опасается того, что её возлюбленный выкинет очередную шутку во время заседания суда.

Так оно и случается — подписывая документы о разводе, Мюнхгаузен пишет в графе «число» 32 мая — по его расчётам, в календарь вкралась ошибка, и в этом году должен быть ещё один дополнительный день. Но идеи барона никого не интересуют, все воспринимают его поступок как очередной вызов общественному порядку. Происходит скандал, суд, сочтя себя оскорблённым, отказывается утверждать развод. От барона требуют отречения: он должен признать все свои истории пустыми фантазиями, письменно, по пунктам отказаться от всего, что он писал и говорил. Друзья, слуги, Марта — все уговаривают барона подчиниться. Последней каплей становится заявление Марты. Любимая женщина ставит барону ультиматум: либо его сказки и истории про встречи с Шекспиром и Ньютоном, либо она. Барон сдаётся: подписывает отречение от самого себя, тем же вечером сжигает все свои рукописи и удаляется в комнату с пистолетом. Раздаётся выстрел.

2-я серия

Прошло три года после официально установленной смерти барона Мюнхгаузена. Из живого возмутителя спокойствия барон стал мёртвой знаменитостью: Якобина издаёт «приключения барона» (при этом воспоминания барона не просто отредактированы, они приукрашены и дополнены откровенными выдумками), про Мюнхгаузена поют песни в ресторанах, рисуют картины, его называют «великим человеком, не понятым современниками», а 32 мая — в день трёхлетней годовщины его смерти, — на главной площади города открывают памятник барону. Рамкопф водит по замку барона экскурсии туристов и выводит научное обоснование возможности поднятия себя за волосы. Феофил, уже забыв, как третировали его отца, безуспешно пытается повторять его подвиги: поднимать себя в воздух, бить уток через дымоход.

Бывший слуга Мюнхгаузена, один из немногих, кто поддерживал барона во всём, зайдя за цветами в магазинчик Мюллера, узнаёт в цветочнике своего бывшего хозяина. Оказывается, самоубийство было инсценировкой. Барон просит называть его только Мюллером. Из весельчака и фантазёра он превратился угрюмого и расчётливого циника («Одни мои похороны принесли мне денег больше, чем вся предыдущая жизнь.»).

В разговоре выясняется, что Марта недавно от него ушла, не вытерпев жизни с изменившимся бароном. Мюнхгаузен решает опять стать самим собой, но для города барон Мюнхгаузен это символ и легенда. Живой барон Мюнхгаузен никому не нужен, его объявляют самозванцем и пытаются отправить в тюрьму. Суд, призванный установить личность барона, проходит в режиме хорошо организованного спектакля: один за другим бывшие знакомые и друзья барона отказываются признавать его, лишь Марта в последний момент пытается отказаться играть предписанную роль, из-за чего заседание суда приходится прервать. Предстоит последнее, решающее испытание: барону предлагают повторить полёт на пушечном ядре на Луну.

«Следственный эксперимент» происходит 32 мая 1783 года, в торжественной обстановке, опять-таки по сценарию. Колеблющаяся Марта сначала зачитывает герцогу прошение о помиловании её «безумного мужа Мюллера», но не выдерживает и признаётся любимому: в пушку положили сырой порох, чтобы ядро, пролетев несколько метров, под всеобщий хохот упало на траву, после чего самозванство барона было бы сочтено доказанным. Когда пушку перезаряжают принесённым слугой Томасом мешком сухого пороха, происходит всеобщий переполох: они хотели всего лишь посмеяться над бароном, а не убивать его. Решением герцога личность барона признают, а его новое путешествие на Луну — состоявшимся. Барону предлагают «вернуться из путешествия» в блеске славы. Ранее запланированное «всеобщее веселье» начинается практически без изменений, просто по другому поводу — как празднование этого возвращения. Якобина уже как ни в чём ни бывало рассказывает, что она путешествовала с бароном и готовится издать мемуары об этом. Барону тихо подсказывают: «Незаметно присоединяйтесь». Мюнхаугазен оставляет компанию и поднимается по верёвочной лестнице к жерлу пушки.

В ролях


* Олег Янковский — Мюнхгаузен
* Елена Коренева — Марта
* Инна Чурикова — Якобина Мюнхгаузен
* Александр Абдулов — Рамкопф
* Игорь Кваша — бургомистр
* Леонид Броневой — герцог
* Леонид Ярмольник — Феофил
* Владимир Долинский — пастор
* Юрий Катин-Ярцев — Томас
* Всеволод Ларионов — судья
* Семён Фарада — главнокомандующий
* Игорь Ясулович — секретарь герцога
* Любовь Полищук — маленькая Берта, певица

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Понравилось?

Познай Себя! - познаешь Мир!

Все больше людей начинает понимать, что найти свой Путь и следовать по нему — самая большая награда, которую только можно заслужить в жизни. Как только мы осознаем это, лишь глупец захочет свернуть со своего пути. Идя на комп

добавить на Яндекс